3 февраля президент Владимир Путин подписал закон о создании военной полиции в России. Согласно документу, военные полицейские будут обеспечивать в российской армии законность, правопорядок, воинскую дисциплину, безопасность дорожного движения, охрану военных объектов, а также противодействовать преступности. До этого за дисциплиной в войсках преимущественно следила военная комендатура, а за соблюдением правил дорожного движения — военная автомобильная инспекция.
Полномочия военной полиции
Согласно положению о Главном управлении военной полиции Министерства обороны Российской Федерации, в полномочия военной полиции входит:
Укрепление правопорядка и воинской дисциплины в ВС РФ;
- обеспечение безопасности дорожного движения в ВС РФ (военная автомобильная инспекция);
- обеспечение охраны особо важных и особорежимных объектов РФ, находящихся в ведении Минобороны и др.
Полицейские будут отвечать за исполнение наказаний в отношении военнослужащих, а также будут наравне с начальниками гарнизонов назначать поощрения и взыскания — сейчас их назначают военные коменданты.
Структура военной полиции
Штатная численность военной полиции составит 6,5 тысячи человек. В систему органов военной полиции войдут центральный аппарат, а также региональные управления военной полиции Российской Федерации. Руководить структурой будет министр обороны РФ.
Первая бригада военной полиции составит 2,5 тысячи человек. Это будет 130-я отдельная московская мотострелковая бригада. По её образцу со временем будут сформированы другие бригады, полки и части.
История создания
Военная полиция Российской Федерации была сформирована в 2010 году и предназначалась для обеспечения укрепления правопорядка и воинской дисциплины.
Идею создать военную полицию в Российской Федерации выдвинул президент России Владимир Путин на пресс-конференции в Кремле 31 января 2006 года. В декабре 2009 года Анатолий Сердюков, бывший в то время министром обороны России , подписал приказ о создании данной структуры на базе военных комендатур и военной автоинспекции, однако весной 2010 года решение было отменено из-за нехватки финансовых ресурсов. Через год Анатолий Сердюков вновь анонсировал её создание, но в связи с его уходом с поста главы Минобороны законопроект о военной полиции был отправлен на доработку.
В начале 2013 года новый министр обороны России Сергей Шойгу решил сократить полномочия военной полиции, ограничив её комендантскими функциями и работой военной автомобильной инспекции.
Главная Военной комендатуре города Москвы - 100 лет Структура
Организационно-плановый отдел
Заместитель военного коменданта города Москвы —
начальник организационно-планового отдела
Подполковник Костенко Сергей Александрович
На организационно-плановый отдел возложены следующие основные задачи:
- ведение документов боевой готовности, мобилизационных документов и документов противодействия терроризму военной комендатуры;
- организация планирования подготовки военной комендатуры;
- ведение несекретного делопроизводства;
- ведение кадровой, учетной и справочной работы по личному составу;
- подготовка документации аттестационной и квалификационной комиссий;
- сбор, обобщение и анализ информации о состоянии дел в военной комендатуре;
- организация проведения месячников и акций в военной комендатуре;
- ведение информационной и справочной работы;
- учет военнослужащих, прибывших в отпуск или командировку на территорию гарнизона.
В структуру организационно-планового отдела входят три отделения: оперативное, информационно-аналитическое и регистрационное.
Отделение оперативных дежурных
Начальник отделения оперативных дежурных
Майор Хамметов Юнус Октаевич
Отделение оперативных дежурных предназначено для:
- организации дежурства по Военной комендатуре города Москвы;
- сбора, обработки и доведения до соответствующих командиров (начальников) информации об обстановке на территории района ответственности;
- передачи сигналов, приказов и распоряжений вышестоящего руководства и военного коменданта до личного состава, подчиненных и взаимодействующих подразделений, воинских частей и организаций;
- непосредственного управления патрулями и нарядами военной комендатуры;
- ведения учета доставленных в военную комендатуру и задержанных военнослужащих, оформление всех необходимых для этого документов;
- контроля за состоянием и сохранностью оружия, боеприпасов и специальных средств личного состава военной комендатуры;
- организации пожарной безопасности в военной комендатуре;
- поддержания внутреннего порядка на территории военной комендатуры.
Офицер по обеспечению безопасности информации и режиму секретности
Офицер по обеспечению безопасности информации и режиму секретности
Старший лейтенант Литвинов Антон Владимирович
Офицер по обеспечению безопасности информации и режиму секретности отвечает за:
- полноту и качество планирования, организацию и контроль выполнения мероприятий по сохранению государственной тайны;
- обеспечение защиты информации от несанкционированного доступа на объектах вычислительной техники;
- организацию связи в военной комендатуре, выполнение требований по ее безопасности;
- разработку документации по категорированию помещений военной комендатуры.
Секретная часть
Начальник секретной части Оганова Лаура Гургеновна
Начальник секретной части отвечает за обеспечение государственной тайны при ведении секретного делопроизводства, правильную организацию и постановку секретной работы и сохранность документов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну.
Оперативное отделение
Заместитель начальника организационно - планового отдела -
начальник оперативного отделения
Подполковник Ширизданов Евгений Вячеславович
Оперативное отделение выполняет задачи по:
- разработке и уточнению документов боевой готовности и документов противодействия терроризму;
- ведению мобилизационных документов и организации мобилизационной работы;
- подготовке, согласованию, утверждению и контролю исполнения планов и графиков повседневной деятельности военной комендатуры;
- организации несекретного делопроизводства, кадровой работы, профессионально-должностной подготовки офицеров и специальной подготовки гражданского персонала.
Отделение (информационно-аналитическое)
Начальник отделения (информационно-аналитического)
Капитан Семенов Максим Андреевич
Отделение (информационно-аналитическое) предназначено для:
- сбора, обобщения и анализа информации о состоянии дел в военной комендатуре;
- подготовки расчетов, предложений, справочных материалов и своевременного обеспечения военного коменданта достоверными данными о положении, характере действий, состоянии подразделений и ходе выполнения поставленных задач;
- взаимодействия со средствами массовой информации по освещению деятельности военной комендатуры;
- организации служебных совещаний под руководством военного коменданта и его заместителей;
- ведения информационной и справочной работы.
Регистрационное отделение
Начальник регистрационного отделения Кольяк Елена Петровна.
Регистрационное отделение выполняет функции:
- постановки на учет и снятия с учета военнослужащих, прибывших в командировку и отпуск, а также контроля за своевременным их убытием к месту службы;
- направления на осмотр (медицинское освидетельствование) к врачу военнослужащего,
- в случае его заболевания во время отпуска или командировки;
- оповещения командиров воинских части о продлении отпусков их подчиненных.
Отдел (гарнизонной службы)
Начальник отдела (гарнизонной службы) майор Ромашов Александр Юрьевич
Отдел (гарнизонной службы) предназначен для:
- подготовки мероприятий, посвященных праздничным, памятным дням, дням воинской славы и других мероприятий с участием войск;
- ведения сведений о дислокации воинских частей гарнизона и перечня воинских захоронений, расположенных на закрытых территориях;
- взаимодействия с территориальными органами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в выполнении задач гражданской обороны;
- разработки документов по эвакуации членов семей военнослужащих и гражданского персонала военной комендатуры;
- подготовки личного состава частей и учреждений гарнизона, задействованного в выполнении задач гарнизонной службы.
В структуру отдела (гарнизонной службы) входят три отделения: отделение обеспечения (гарнизонных мероприятий), отдания воинских почестей и отделение (по работе с задержанными военнослужащими).
Отделение обеспечения (гарнизонных мероприятий)
Заместитель начальника отдела (гарнизонных мероприятий) - начальник отделения обеспечения (гарнизонных мероприятий)
Майор Носов Александр Владимирович.
Отделение обеспечения (гарнизонных мероприятий) выполняет следующие задачи:
- подготовка мероприятий, посвященных праздничным, памятным дням, дням воинской славы и других мероприятий с участием войск;
- разработка плана подготовки сил и средств гражданской обороны гарнизона и осуществление контроля за готовностью;
- подготовка документов по эвакуации членов семей военнослужащих и гражданского персонала военной комендатуры.
Отделение отдания воинских почестей
Начальник отделения отдания воинских почестей
капитан Ивлиев Александр Александрович
Отделение отдания воинских почестей выполняет задачи по :
- организации ритуалов отдания воинских почестей при встрече лиц, в честь которых назначен почетный караул, при открытии памятников, при возложении венков к памятникам и могилам воинов, павших в боях за свободу и независимость Отечества, а также при погребении военнослужащих;
- ведению учета воинских частей и учреждений гарнизона, а так же воинских кладбищ, братских могил и воинских памятников, находящихся на территории гарнизона;
- проверке личного состава частей и учреждений гарнизона, задействованного в выполнении задач гарнизонной службы.
Отделение (по работе с задержанными военнослужащими)
Начальник отделения (по работе с задержанными военнослужащими)
Капитан Солдатов Руслан Юрьевич
Отделение (по работе с задержанными военнослужащими) предназначено для выполнения задач по:
- сбору, обобщению и анализу данных о состоянии воинской дисциплины среди военнослужащих гарнизона;
- организации и проведению занятий по строевой подготовке и изучению общевоинских уставов с военнослужащими, нарушившими воинскую дисциплину в гарнизоне;
- подготовке разборов дисциплинарных проступков, проводимых военным комендантом или его заместителями с представителями воинских частей и учреждений.
Отдел военной полиции
Начальник отдела военной полиции
Подполковник Занин Павел Андреевич
Отдел военной полиции выполняет функции:
- организации патрульной службы на территории гарнизона;
- поддержания правопорядка во время подготовки и проведения гарнизонных мероприятий с участием войск;
- проверок воинских частей гарнизона по направлениям деятельности военной полиции;
- проведения мероприятий по розыску и задержанию военнослужащих, самовольно оставивших воинские части (места службы), подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, осужденных, скрывшихся от органов предварительного расследования или суда;
- выявлению и пресечению на территории (в расположении) воинской части незаконного оборота и потребления наркотиков.
Отдел (дознания и дисциплинарной практики)
Начальник отдела (дознания и дисциплинарной практики) подполковник юстиции Ковалев Роман Владимирович.
Отдел (дознания и дисциплинарной практики) предназначен для:
- проведения проверок по поступившим в Военную комендатуру города Москвы сообщений о преступлениях и происшествиях и принятие по ним законного, обоснованного и мотивированного решения в порядке, установленном уголовно-процессуальным законом;
- осуществления проверок деятельности органа дознания воинских частей и учреждений Московского территориального гарнизона, оказание им методической помощи;
- выполнения предупредительно-профилактических мероприятий в воинских частях и учреждениях Московского территориального гарнизона, направленных на предупреждение, выявление и пресечение преступлений и происшествий;
- оказания правовой помощи и юридической консультации военнослужащих;
- организация взаимодействия с органами прокуратуры, следственными органами, органами ФСИН и МВД России, учреждениями здравоохранения по вопросам профилактики, предупреждения, выявления и пресечения преступлений и происшествий, а так же розыска военнослужащих.
Рота военной полиции
Командир роты военной полиции капитан Перехожев Роман Сергеевич.
Рота военной полиции выполняет задачи:
- поддержания правопорядка и воинской дисциплины в местах проведения мероприятий с участием войск;
- несения патрульной службы на территории гарнизона;
- охраны и конвоирования военнослужащих, в том числе военнослужащих других войск и воинских формирований;
- перевозки и временного размещения караулов по охране и сопровождению воинских грузов, следующих через город Москву.
Гауптвахта
Весной широкую огласку получил скандальный случай в Омске, где офицер военной полиции оскорблял подчинённых, используя матерные слова. Только благодаря видеозаписи этого происшествия, опубликованной на YouTube, многие узнали, что в Российской армии, оказывается, существует такая структура, как военная полиция. Хотя несколько лет назад, когда она только формировалась, о ней говорили как о панацее от всех проблем в армии, призванной стать главным инструментом для борьбы с дедовщиной.
Увы, военная полиция до сих пор себя ничем не проявила. «Наша Версия» разбиралась, почему система, которая эффективно работает в 40 армиях мира, оказалась неэффективной в России.
Устав военной полиции Вооружённых сил России был утверждён в конце марта 2015 года. Таким образом де-юре было завершено создание новой правоохранительной и контрольной структуры Минобороны. Чем она занимается? Изредка появляются сообщения, что военные полицейские приняли участие в охране различных мероприятий боевой подготовки либо торжественных церемоний. На сегодня это практически исчерпывающий перечень достижений военных полицейских. Очевидно, что российская военная полиция фактически не приступила к полноценной деятельности и выполняет исключительно представительские функции.
О создании военной полиции мечтали ещё в Советском Союзе
При этом вся обширная международная практика доказывает: военная полиция является весьма эффективным инструментом для поддержания законности и правопорядка в армейских рядах. В настоящее время подразделения военной полиции действуют более чем в 40 армиях мира. Недаром, анализируя зарубежный опыт, о создании военной полиции в Советской армии впервые задумались ещё в 1989 году. Сначала в качестве эксперимента планировалось создать полицейские подразделения в двух военных округах и на Северном флоте. Однако вскоре страны не стало и затея забылась. Вновь к идее создания военной полиции вернулись в 2006 году. Поводом для этого послужил прогремевший на всю страну случай в Челябинском танковом училище, где сослуживцы жестоко искалечили рядового Андрея Сычёва. Но по различным причинам эти планы долго не были реализованы. Сначала задержка произошла из-за отсутствия правовой базы, принятие которой откладывалось на протяжении пяти лет. Предполагалось, что положение о военной полиции будет включено в закон «О полиции» в 2011 году, однако этого не случилось. В марте 2012 года было торжественно объявлено о создании в Москве 130-й бригады военной полиции. На её вооружение должна была поступить самая современная техника: бронеавтомобили «Тигр» и итальянский Iveco LMV и БТР-80. Подобные бригады планировали создать в каждом военном округе.
Такой кадровый потенциал закладывался не случайно – с самого начала военная полиция рассматривалась как мощная структура, задачи которой не ограничивались бы только поддержанием порядка в казармах. Военным полицейским собирались предоставить монопольное право на проведение дознания в частях и возможность вести оперативно-разыскную работу, что означало создание собственного агентурного аппарата, а также право рассматривать жалобы и заявления военнослужащих. Также планировалось, что во время войны полицейские смогут самостоятельно проводить контртеррористические и антидиверсионные операции. То есть военная полиция сама по себе становилась отдельным силовым ведомством, соединяющим в себе одновременно функции армии и тайной полиции. Естественно, такое могло насторожить многих.
Военные полицейские стали жертвой межведомственной борьбы
В Главной военной прокуратуре и Главном военном следственном управлении Следственного комитета вдруг появились опасения, что новая структура, аффилированная с Минобороны, начнёт работать исключительно в интересах военного командования. Другие силовики посчитали, что наделённая большими полномочиями военная полиция в подчинении Минобороны даст министру обороны и начальнику Генштаба серьёзные рычаги воздействия. В результате прочие силовики различными способами затягивали согласование проекта, отчего практически на четыре года военная полиция зависла в положении полной неопределённости. Свою роль сыграли и правозащитники, которые заявили, что в создании ещё одной силовой структуры нет никакой необходимости. В итоге 130-я бригада была расформирована, а решения о создании других полицейских частей были аннулированы.
В конце концов сменивший Анатолия Сердюкова Сергей Шойгу отозвал на доработку направленный его предшественником на согласование в правительство и администрацию президента проект закона о военной полиции. Вскоре документ был кардинально отредактирован, отчего военная полиция получила весьма ограниченные полномочия. Задачи военных полицейских свелись к двум крайне скромным пунктам – организации патрулей в городах и гарнизонах, а также проведению предварительного дознания по преступлениям средней и малой тяжести.
Сейчас военной полицией напрямую руководит министр обороны. Курирует военных полицейских профильный главк Минобороны, у которого в подчинении 4 региональных управления военной полиции, по одному в каждом военном округе, 142 армейские и флотские военные комендатуры, 39 гауптвахт, 2 дисциплинарных батальона, а также подразделения военной автоинспекции. Численность военной полиции составляет 6,5 тыс. человек, и увеличение штата не планируется. Хотя во многих армиях мира военные полицейские составляют от 2 до 5% от общей численности вооружённых сил, то есть в российскую военную полицию для успешного выполнения ею своих задач должны набирать от 20 до 50 тыс. военнослужащих. Очевидно, что при такой малой численности военная полиция превращается в фикцию, а гарнизоны, особенно отдалённые, невозможно обеспечить даже обычными патрулями. Вести же речь о том, чтобы с такими штатами военная полиция могла бороться с дедовщиной или поддерживать правопорядок в гарнизоне, просто смешно.
Сейчас в Главном управлении военной полиции заявляют, что армейские правоохранители взяли на себя некоторые функции, которые прежде лежали на командирах частей. В частности, проводят дознание по совершённому солдатом или офицером преступлению. Однако, как отмечают эксперты, военную полицию как участника военного дознания никто всерьёз не воспринимает. Если преступление не слишком серьёзное, то им по-прежнему занимаются сами командиры частей. Если же случается что-то действительно важное, то приезжает военная прокуратура.
В связи с этим аналитики говорят, что военная полиция в российском варианте оказалась больше похожа на имитацию, получив бюрократическую форму развития. То есть вместо создания полноценного военно-полицейского корпуса произошёл лишь процесс лёгкой модернизации военной комендатуры и не более того. Придумали новую структуру, дали ей звучное название, чуть-чуть приукрасили военные комендатуры и провели их преобразования на бумаге. При этом ничего существенно не изменилось, зато все отчитались о проделанной работе и освоили бюджет.
Анатолий Цыганок, руководитель центра военного прогнозирования Института политического и военного анализа:
– Главный положительный момент от создания военной полиции – возвращение гауптвахт, благодаря чему у командиров появился инструмент для укрепления воинской дисциплины. Сама же полиция выполняет практически те же функции, что раньше военная комендатура, кардинальных отличий у двух структур нет. Возможно, нужно передать военную полицию от Минобороны Минюсту, поскольку функции данной структуры к нему ближе. Допускаю, что сейчас идёт своеобразная апробация системы военной полиции. После того как недостатки будут выявлены, возможно, тогда будут приняты новые решения, через два-три года наверняка военную полицию ждут новые изменения.
В отличие от привычного для многих армейского спецназа, предназначенного преимущественно для ведения разведки и специальных операций в тылу противника, формирования специального назначения ВП уже в мирное время должны быть готовы к выполнению различных силовых задач правоохранительного характера. К ним эксперты относят участие в проведении антитеррористических операций на военных объектах, силовое прекращение преступлений и других правонарушений, обеспечение безопасности представителей высшего военного руководства и т.д.
Скажем, подразделения спецназа широко представлены в украинском аналоге военной полиции - военной службе правопорядка (ВСП) . Они предназначены для выполнения вышеперечисленных задач, а в случае введения правового режима военного положения - для борьбы в своем тылу с диверсионно-разведывательными формированиями противника. Территориально они представлены во всех регионах Украины, что позволяет оперативно реагировать на различные кризисные ситуации. Спецназ ВСП полностью укомплектован контрактниками, его подготовка проводится совместно с другими украинскими элитными подразделениями, такими, как «Альфа», «Сокол» и др.
В данном контексте из армий стран-членов НАТО можно упомянуть Чехию, где в составе ВП есть свое спецподразделение - SOG (Special Operations Group) . Оно было основано в 2002 г. на базе одной из частей специального назначения. SOG предназначено для выполнения контртеррористических задач, освобождения заложников, захваченных преступниками, обеспечения безопасности VIP-персон и т.д. Подразделение подчинено непосредственно начальнику ВП и через него - министру обороны. Организационно SOG включает командование, группу управления и логистики, три боевых подразделения (по 12 человек каждое) и группу обеспечения безопасности руководства военного ведомства. Личный состав подразделения набирается из числа уоррент-офицеров в возрасте не старше 31 года из подразделений армейского спецназа, разведки и аэромобильных войск, а также спецподразделений полиции. Руководству удалось создать настолько привлекательные условия для службы в SOG, что сюда с удовольствием переводятся военнослужащие из других элитных структур.
Членство Чехии в НАТО во многом способствовало оснащению подразделения современными образцами вооружения и техники: карабинами M4, пистолетами-пулеметами MP5SD6, пистолетами Glock 17, снайперскими винтовками 7,62x51 Sako, приборами ночного видения и связи, бронированными автомобилями Toyota Land Cruiser с турельной установкой 7,62-мм пулемета, внедоржниками Land Rover Defender и Land Rover Discovery. Спецназ ВП отвечал за безопасность визита чешского руководства в Афганистан зимой 2002-2003 гг., обеспечивал охрану посольства Чехии в Кувейте летом 2003 г., выполнял боевые задачи в Ираке. Летом 2005 г. подразделение из SOG убыло в Косово для выполнения задач по поддержке действий чешского миротворческого контингента.
В настоящий момент на ВП Вооруженных сил РФ (ВС РФ) задачи, указанные в т.ч. выше, не возлагаются.
В настоящий момент в составе ВП ВС РФ отсутствуют подразделения спецназа.
Согласно Уставу ВП ВС РФ (утвержден указом президента РФ от 25 марта 2015 г. №161), на ВП ВС РФ возлагаются следующие задачи:
Реализация отдельных полномочий Министерства обороны по обеспечению укрепления правопорядка и воинской дисциплины в вооруженных силах;
разработка проектов законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, правовых актов Министерства обороны и иных служебных документов по вопросам деятельности военной полиции с учетом основных направлений и этапов ее развития;
обеспечение безопасности дорожного движения в вооруженных силах, реализация полномочий Министерства обороны по организации и осуществлению в соответствии с законодательством Российской Федерации специальных контрольных, надзорных и разрешительных функций в данной области;
обеспечение передвижения войск (сил) по дорогам и сопровождение транспортных средств вооруженных сил, а также координация деятельности войск и воинских формирований по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения;
обеспечение охраны особо важных объектов Министерства обороны, особорежимных объектов Российской Федерации, находящихся в ведении Министерства обороны, а также находящихся на территории закрытых административно-территориальных образований и территории с регламентированным посещением иностранных граждан, объектов гарнизонов и базовых военных городков вооруженных сил;
разработка и реализация планов строительства и развития военной полиции, совершенствование ее состава и структуры;
руководство региональными и территориальными подразделениями военной полиции и контроль за их деятельностью;
координация действий военной полиции при введении на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях режима военного или чрезвычайного положения, а также в период непосредственной угрозы агрессии и в военное время.
Таким образом, создав в составе ВП ВС РФ специальные подразделения с особыми функциями и задачами, ВП ВС РФ может расширить перечень выполняемых задач до следующего списка:
Обеспечение миротворческой деятельности войск;
участие в проведении антитеррористических мероприятий;
разведка и охрана тыловых районов, а также мест проведения учений и зон стихийных бедствий и условий действия ЧП в определенной местности;
контроль за перемещением беженцев, выявление и задержание дезертиров, интернирование гражданских лиц;
допрос и конвоирование военнопленных.
Кроме того, в угрожаемый период и в военное время на подразделения специального назначения ВП могут быть возложены дополнительные функции , такие, как поиск и уничтожение разведывательно-диверсионных групп (РДГ) противника, борьба с воздушными и морскими десантами совместно прежде всего с ВС РФ, Внутренними войсками МВД РФ, Пограничными войсками ФСБ РФ.
Проводимые РФ в Сирийской Арабской Республике (САР) военные операции, в т.ч. с применением сил ВП ВС РФ, показывают, что задачи, возлагаемые на ВП ВС РФ и указанные в Уставе ВП ВС РФ, выходят за рамки их деятельности (напр., проведение миротворческих операций на территории САР) и требуют корректировки в части расширения их задач и регулирования деятельности ВП ВС РФ на уровне федерального закона.
Понятно, что создание в составе ВП ВС РФ частей и подразделений специального назначения потребует увеличения финансирования и численности (незначительной) ВП и ее переоснащения новыми и дополнительными видами вооружения и военной техники (ВиВТ), однако дополнительные функции ВП позволят высвободить часть сил и средств ВС РФ от несвойственных им задач, а в других случаях, наоборот, станут дополнением к усилиям других частей и подразделений ВС РФ, а также Росгвардии и ФСБ РФ в выполнении им своих задач и функций, связанных с обеспечением безопасности РФ.
То, что Военная полиция в Российской армии , свершившийся факт , не вызывает сомнений. Сомнения в другом, в целесообразности отвлечения государственных средств на данное мероприятие. Обсуждать действия руководителей не имеем права, а рассмотреть целесообразность проведения тех или иных мероприятий, вполне логично, высказывая свое, сугубо личное мнение.
С одной стороны , кажется, нужно радоваться, создается новый род войск в составе Российской армии нового облика. По материалам открытой прессы уже известна и численность, около 20 тысяч военнослужащих. Определена и структура нового рода войск. Он будет состоять из Главного управления военной полицией, которое, по словам министра «замыкаться главк» будет на министра обороны. Значит, по статусу оно должно быть выше, чем Главное оперативное управление Генерального штаба (ГОУ ГШ) или Главное разведывательное управление Генерального штаба (ГРУ ГШ).
В состав ГУВП будут входить управления военной полиции в городах, где размещаются штабы военных округов и флотов, а это Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Екатеринбург, Хабаровск, Североморск, Балтийск, Севастополь, Владивосток. Не могу утверждать, материал взят из СМИ, но, наверное, к этому перечню нужно добавить еще и Москву, где уже с марта формируется какая-то «130 отдельная мотострелковая бригада военной полиции».
Что примечательно, по этому образцу будут сформированы и остальные бригады, полки и части военной полиции. В составе бригад будут входить три мотострелковых батальона, на вооружении которых поступят бронемашины «УАЗ», «Тигр» и Iveco «Рысь», а также бронетранспортеры БТР-80. Примечательно, военная полиция получит ручные огнеметы «Шмель».
В бригаде не будет дознавателей, они приписаны к другим подразделениям. В состав бригад войдет и рота психологических операций с мобильной типографией и звуковещательным оборудованием.
Таким образом, вырисовывается структура нового облика рода войск . Он будет включать Главное управление, управления в пунктах дислокации округов и флотов, отделы в пунктах дислокации армий, отделения в пунктах дислокации всех остальных отдельных соединений, частей (то есть практически должны быть в каждом военном городке). Дополнительно в состав нового рода войск, возможно, будут переданы подразделения военной автоинспекции и военные комендатуры.
Предполагается, что этот род войск возьмет на себя борьбу с «дедовщиной», воровством военного имущества, контроль за порядком на территории гарнизонов, комендантские функции, будет привлекаться к контртеррористической борьбе, возложит на себя другие функции, вплоть до охраны военнопленных.
С другой стороны, возможно, военная полиция частично заменит Военную прокуратуру и Военно-следственный комитет, сегодня выполняющие функции по предупреждению, раскрытию, профилактике воинских преступлений и происшествий в армии.
Какие первичные выводы можно сделать из этого короткого анализа. Сначала в глобальном ключе, а затем уже распишем частности.
Первое , вместо того, чтобы наращивать боевые возможности армии, идет отвлечение огромных государственных средств на создание очередной организации, по своей структуре не способной выполнить поставленные задачи. Конкретно по этим задачам разговор в дальнейшем.
Второе , вместо того, чтобы искать действенные пути и способы выхода из ухудшающегося положения в армии, связанного с ростом уголовной и воинской преступности, со снижением в связи с этим и боевой готовности частей, продвигается чисто западный проект, не основанный ни на потребностях войск, ни на менталитете военнослужащих, ни на интересах государства.
Убрав, в ходе реформы, из воинских коллективов офицеров-воспитателей, а по старому, замполитов, руководство МО так за все время реформ и не нашло им достойной замены. Подмена одних другими только принесет, плачевные результаты.
Третье , предлагаемая численность ГУВП в 20 тыс. военнослужащих явно занижена в два – три раза. Это связано или с непрофессионализмом исполнителей и заказчиков, или с сокрытием реальной численности будущей военной полиции. При решении тех задач, которые ставятся военной полиции, ей по самым скромным подсчетам, необходимо 19 бригад (при задействовании по одной роте в каждом из 173 декларируемых военных городках).
Но здесь не учитывается еще масса объектов РВСН, ВМФ, ВВС. Смело можно умножать эту цифру на 1,5 и получить в итоге 28 бригад военной полиции. Это равняется 70% от сегодняшнего количества бригад Сухопутных войск (могу ошибаться в расчетах, но думаю незначительно).
Четвертое , полное отсутствие правовой основы и законодательной базы для функционирования военной полиции и выполнения ею своих функций, влечет за собой только рост воинских преступлений.
Пятое , военная полиция, по тем функциям, которые ей частично передаются, будет подменять собой органы Военной прокуратуры и Военно-следственного комитета, забирая на себя функцию первичного дознания. Это приведет только к утере командованием всех возможностей по владению обстановкой в подразделениях, по выявлению и реагированию на происходящие процессы.
Шестое , получается простой вывод – нам скоро воевать, да не просто воевать, а воевать «победоносно», захватывая в плен огромные массы «неприятеля», раз так нам нужна полиция для сопровождения и охраны этих военнопленных.
Седьмое , создание военной полиции, как бы там ни говорили, больше похоже на создание заградительных отрядов, предназначенных для выполнения специфических функций, особенно в свете вооружения их ручными гранатометами «Шмель».
А на самом ли деле все обстоит именно так, как нам освещают эту проблему?
Первое , что бросается в глаза, это, несмотря на угрожающую риторику со стороны США и их официальных лиц, мы продолжаем слепо копировать , без учета нашей специфики, облик армии США.
Второе , такое слепое копирование , начиная от размещения погон на полевой форме, и заканчивая вот новым родом войск, военной полицией, позволяет сделать вывод, что скоро нас всех (армию) примут в НАТО, и мы станем (хотелось бы надеяться) полноправными членами данной военной организации, направленной против России. Вроде – бы, ничего не перепутал?
В соответствии с Североатлантическим договором 1949 года, НАТО ставит целью укрепление стабильности и повышение благосостояния в Североатлантическом регионе. Страны-участники объединили свои усилия с целью создания коллективной обороны и сохранения мира и безопасности. Стратегическая концепция НАТО 2010 года «Активное участие, современная оборона» представляет три важнейшие задачи НАТО - коллективная оборона, кризисное регулирование и безопасность на основе сотрудничества.
Основан блок НАТО 4 апреля 1949 года в США. Тогда государствами-членами НАТО стали 12 стран: США, Канада, Исландия, Великобритания, Франция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Норвегия, Дания, Италия и Португалия. Присоединились к НАТО в 1952 году Греция, Турция, в 1955 Германия, в 1982 Испания.
После развала СССР к НАТО в 1999 присоединились Венгрия, Польша, Чехия. В 2004 году вошли Болгария, Латвия, Литва, Румыния, Словакия, Словения, Эстония, а в 2009 Албания и Хорватия. Таким образом, всего на сегодня в блоке НАТО состоит 28 стран. Еще 24 страны, в том числе и Россия, претендуют на роль возможных членов и партнеров.
Рассматривая перечень стран-участниц можно заметить, что Россия ни к одной из этих стран не имеет никаких претензий, но все равно основной задачей НАТО является «современная оборона». Возникает вопрос, от кого. В этом списке отсутствует Китай, но он так далеко от стран НАТО, что военной угрозы представлять просто не в состоянии. Разве только после вступления России в НАТО, границы этой организации вплотную подойдут к Китаю.
Значит, несмотря на то, что Россия и является участником конкурса на вхождение в НАТО, она является и главным его противником. Да это со стороны России записано и в Военной доктрине, в статье 8, в пункте а) «стремление наделить силовой потенциал Организации Североатлантического договора (НАТО) глобальными функциями, реализуемыми в нарушение норм международного права, приблизить военную инфраструктуру стран – членов НАТО к границам Российской Федерации, в том числе путем расширения блока».
Третье , после вступления в НАТО, Российская армия станет второй по численности и мощи армией НАТО. А это значит, всем кто еще служит, или будет продолжать служить, может улыбнуться счастье (а не только как сейчас, двадцатке избранных) получать денежное довольствие на уровне офицеров и генералов США, пользоваться всеми льготами и привилегиями армии США, стать на одну социальную ступеньку в обществе, с личным составом армии США.
Для того чтобы на равных ощущать себя членами этого общества и воинского коллектива, нужно вкратце знать, а чем занимаются такие же структуры военной полиции в других странах, в той же армии США. И что мы видим.
Военная полиция в США имеет девиз — «Помогает, защищает, обороняет». Военная полиция США насчитывает около 30 тысяч человек личного состава. Офицерский корпус формируется из выпускников военных академий (российские училища) и курсов вневойсковой подготовки офицеров резерва при высших учебных заведениях (бывшие военные кафедры институтов). Офицеры так же обучаются в школе военной полиции (Форт-Макклелан, штат Алабама) и в дальнейшем могут повышать свои знания в военных колледжах.
Руководит военной полицией США начальник военной полиции - заместитель генерального инспектора сухопутных войск. Военная полиция США состоит из: отдельных бригад и батальонов в составе армейских корпусов, рот в составе дивизий, эскадрилий военной полиции в ВВС США, двух батальонов морской пехоты в ВМС США. На каждом военном корабле есть группа военной полиции.
В мирное время военная полиция США выполняет ряд функций, связанных с правоохранительной деятельностью, а именно: поддержание дисциплины в гарнизонах и на базах, охрана объектов, расследование воинских преступлений, регулирование дорожного движения, проведение антитеррористических мероприятий.
Особенность организации баз на территории, которых дислоцируются как войска, так и проживает гражданское население, накладывает дополнительно и функции по ликвидации или оказанию содействия в ликвидации волнений среди гражданского населения, в том числе и в тех странах, где дислоцируются части и подразделения Вооружённых сил США.
Так же военная полиция занимается расследованием преступлений, совершенных на бытовой почве, ювенальной юстицией (проведение расследований, связанных с жестким обращением с детьми), принимают меры к урегулированию семейных конфликтов, осуществляют борьбу с распространением наркотиков.
В военное время , военная полиция США осуществляет охрану и оборону командных пунктов корпусов и дивизий, ведет разведку и охрану тылового района, транспортных коммуникаций. Осуществляет регулирование движения на дорогах и водных путях, контролирует перемещение беженцев, выявляет и задерживает дезертиров, проводит интернирование гражданских лиц из зоны боевых действий, занимается охраной и содержанием военнопленных в лагерях, обеспечивает гуманное обращение с ними и их безопасность.
Таким образом, те жесткие требования, манера обращения, которые существуют в армии США, при переносе их на нашу почву, всем покажутся как издевательство над солдатом. Главное во всем этом не борьба с дедовщиной, о чем декларируют наши руководители.
Главное в том, что в США существует законодательно определенные требования, направленные на поддержание определенного в их обществе статуса военнослужащих . В статус военнослужащего входит огромный перечень требований, льгот, привилегий, недоступных ни гражданам, ни государственным служащим. И этот статус, в каком-то смысле, призваны защищать и военные полицейские (в большинстве своем не вынося сор из избы для поддержания имиджа армии).
Возвращаясь к Российской армии можно констатировать, что статус военнослужащих находящихся на любых должностях, в государстве просто отсутствует (за исключением нескольких десятков высокопоставленных сотрудников МО и военного руководства, получающих зарплату около одного миллиона рублей в месяц). Таким образом, слепое копирование чужого опыта, может привести к обратным от ожидаемых результатов.
Давайте теперь разберёмся с каждой функцией российской военной полиции так, как мне это видится.
«Дедовщина»
Одно из главных обоснований для внедрения в Российскую армию военной полиции является декларация борьбы с дедовщиной . Но бороться с явлением можно только тогда, когда знаешь корни этого явления и только тогда можешь поставить правильный диагноз и выработать лекарство от этой болезни. А пока, от этой дружной компании по борьбе с армейским беспределом за версту несет «коньюнктурщиной» и «пиарщиной».
Нет необходимости доказывать, что армия предназначена для ведения боевых действий, а не для мирного препровождения времени, и на войне дедовщины не бывает по определению. Там всем ясно, что «дед» живет до первого боя или до первого совместного выполнения боевого задания, а затем, к всеобщему удовлетворению, списывается на боевые потери.
Но неужели раньше в наших вооруженных силах царили принципы равенства, братства и товарищеской взаимопомощи? Ничего подобного. До момента нахождения в Вооруженных Силах СССР личного состава и офицеров участников войны, имеющих непререкаемый авторитет, дедовщины не было, или если она и была, то ее выражение, в таком извращенном виде, даже не просматривалось. Это все рассматривалось как элемент воспитания, а не унижения, приобщения к трудностям военной службы.
В дальнейшем, после первых хрущевских сокращений, на протяжении всего существования Советской Армии, статус офицеров в обществе так и не был восстановлен на том довоенном или победном уровне. Авторитет офицеров еще сохранялся в группах войск, где были иные условия существования и жизнеобеспечения, где продолжалась интенсивная боевая подготовка, в большинстве своем с применением боевого оружия, где соединения, части и подразделения были укомплектованы до полного штата, где присутствовал дух опасности, связанный с наличием рядом реального и сильного противника, способного в любую минуту совершить агрессии, а значит каждому солдату, претендующему на роль «деда» оказаться в роли мишени.
Другое отношение было и среди офицеров, более раскованное и сплоченное, основанное на нахождении внутри военных баз, как личного состава, так и семей военнослужащих. Каждый, убывая в командировку за границу знал, что всю свою службу он будет на одной должности. А при выполнении добросовестно своих служебных обязанностей, ему гарантировалось выдвижение на вышестоящую должность уже в Союзе. За границей выдвижение доставалось единицам.
Значит первый вывод , который можно сделать в поиске корней сегодняшней дедовщины – снижение или полное отсутствие авторитета у офицеров и командиров. Но почему так произошло?
С одной стороны , с середины 1950-х годов в армейских казармах постепенно стали культивироваться понятия, во многом смахивающие на тюремные. Первопричиной тому стала череда хрущевских реформ, в ходе которых командиры всех уровней постепенно теряли свое неотъемлемое командирское право «казнить и миловать». Именно поэтому многие офицеры стали использовать дедовщину для воспитания молодого призыва. И эти элементы присутствуют во многом и сейчас.
С другой стороны , отношение государства к офицерам в ходе этого сокращения армии, когда их попросту выбрасывали за ворота частей, которые расформировывались, без средств к существованию и содержанию семей, снижение интенсивности боевой подготовки и замена ее, особенно во внутренних военных округах, на показуху, омоложение офицерского состава, приходящего в войска не с высшим, а со средним образованием, не имеющего достаточных знаний, опыта и авторитета, в комплексе и стало порождением нынешней дедовщины. Переход на получение офицерами высшего образования в военных училищах, без восстановления остальных элементов не смог дать положительного эффекта в преодолении дедовщины.
Были еще причины, связанные с попытками офицеров сокрыть выявленные преступления в целях недопущения наказаний по партийной и служебной линиям, а по сути своей росли элементы коррупции, стяжательства, обмана, замыливания глаз проверяющим различными способами. Это породило необходимость в подмене действий сержантов, в круглосуточном нахождении офицеров в казармах, в виде «ответственных», в принижении этим их авторитета, как командира, в глазах личного состава, в размывании профессионализма и способности к воспитанию на своем примере.
Борьба с так называемыми в военной среде «палками» по воинским преступлениям и сейчас является характерной особенностью существования армии. Выдвигали вверх по лестнице руководителей не у кого боеготовые подразделения, а у кого наименьшее количество этих «палок».
Но и здесь, до развала Советского Союза понятие «дедовщина» не имело такого успеха, как после развала, когда армия была брошена государством и обществом на самовыживание и могла полностью развалиться, если бы не первая чеченская война.
Таким образом, второй вывод, в поиске корней дедовщины, который можно сделать, это в армии произошла подмена понятия «нарушил – получи по заслугам», стремлением «нарушили – сокрыл – выдвинулся на вышестоящую должность».
Общими корням воинского преступления именуемого «дедовщина в армии» являются
:
— снижение авторитета и статуса офицеров, проведенное в масштабах государства и не исправленное до настоящего времени;
— превращение офицеров со «служивых» в простых рабочих одной из разновидностей «гражданской» профессии;
— финансирование армии по остаточному принципу, особенно дислоцированной во внутренних округах, с превращением военных городков в места отстоя и безысходность в этом отношении офицеров, проходящих в них службу. В это время родились и армейские слоганы: «как платят, так и работаем», «какое отношение, такая и отдача» и многие другие;
— подмена понятий борьбы с «явлением дедовщина» понятием борьбы с «палками»;
— застой в военной науке и военном деле, снижение, а порой и отсутствие боевой подготовки, позволяющее иметь огромное количество свободного времени, необремененного службой и имеющего потребность в занятии пустующего места каким-то видом деятельности для большинства солдат и сержантов.
Таким образом, в армии сложилось положение, соответствующее русской поговорке: «Свято место пусто не бывает». Сулящее выгоды заманчивые перспективы место не останется свободным – всегда найдутся желающие его занять. Этими желающими и оказывались наиболее сильные физически, наглые, хитрые, в большинстве своем ограниченные в развитии, неспособные к обыкновенным успехам, чувствующие свое превосходство и безнаказанность личности.
Так мне, коротко, видятся причины «дедовщины» в Российской армии. Как видят реформаторы армии пути борьбы с этим явлением военной полиции :
Если только проведением самостоятельного расследования случаев дедовщины, то это смахивает на очередную попытку разновидности сокрытия преступлений, а значит откровенный рост коррупции в армии.
Если военная прокуратура – орган, формально не подотчетный министерству обороны, не может справиться с преступностью в армии, то, как с ней будет бороться полиция, зависящая от руководства военного ведомства?
Если путем всеохватывающего контроля личного состава, то к каждому подразделению, к каждому солдату нужно будет приставлять полицейского, или полностью переложить на военную полицию обязанности суточного наряда и суточной службы в армии, чтобы военные полицейские находились постоянно в подразделении. Но в казармах, оборудованных кубриками для проживания четверых или десятерых военнослужащих, проявления дедовщины могут быть в любом из этих кубриков. И необязательно, что это будут крики, стоны, удары табуреток и другие безобразия.
Но есть еще и различные участки территории военного городка, в условиях свободного передвижения военнослужащих и их не занятости на занятиях по боевой подготовке, где свободно могут развиваться любые действия связанные с «дедовщиной» и это не обязательно ночью. Для такого подхода заявленной численности личного состава военной полиции явно недостаточно. Ведь способы проявления «дедовщины», места их осуществления, многогранны и требуют совсем других подходов в их решении.
«Воровство военного имущества»
Борьба с данным проявлением преступлений — прямая функция военной прокуратуры и военно-следственного комитета. Как и в других функциях, с этой нужно бороться, начиная из корней.
Какие корни воровства :
— в трудные девяностые основной причиной воровства военного имущества было стремление выжить и прокормить свою семью. Это не оправдание преступников или попытка их обелить. Это констатация фактов. Без фактов нет путей поиска причин. Далеко не все офицеры и прапорщики были этой заразой заражены, но много было таких, кто покусился на государственное имущество, благо примеров более крупных и объемных покушений было предостаточно;
— второй причиной данного явления стало отстранение всех офицеров от участия в жизни государства. Когда на гражданке пошло всеобщее обогащение и разделение на классы, а в Советском Союзе такого разделения не ощущалось, все кто имел доступ к миллионным материальным ценностям или по роли руководителей, или по роли исполнителей, повторяя все пороки гражданки, приступил к поиску путей и своего возвышения по классовой лестнице.
И с этого момента в армии зародились классы не начальников и подчиненных, получающих достойное денежное довольствие от государства и имеющих в соответствии с этим определенный статус, а скрытых и явных «Кореек», миллионеров из «Золотого теленка» Ильфа и Петрова, имеющих совсем другой статус: автомобиль «Мерседес» для себя, «Ауди» для жены, дети в Лондоне на учебе, загородный дом, костюм от Brioni, а некоторые и недвижимость за границей;
— основная причина этого явления высказана еще Наполеоном Бонапартом, который сказал: «Народ, который не хочет кормить свою армию, будет кормить чужую ». В этих словах заложен весь смысл сегодняшнего существования государства и армии.
Возвращаясь к военной полиции и ее функциям по «борьбе с воровством военного имущества», можно констатировать , что:
— для этой борьбы будут выделяться огромные средства и под шумок распиливаться;
— для выполнения функций оперативно-розыскной деятельности, проведения ревизий, сверок, внезапных проверок, проведения расследований военную полицию необходимо наделить определенными полномочиями, как в законодательной, так и в организационной составляющих, что явно смахивает на подмену работы военной контрразведки, военной прокуратуры, военно-следственного комитета, и органов местного самоуправления, включающих в первую очередь все подразделения полиции;
— для выполнения данной функции в составе военной полиции необходимо иметь достаточное количество подготовленного личного состава, и прежде всего офицеров с юридическим образованием. Тогда не совсем понятно, почему о военной полиции впервые заговорили в 2006 году, в 2009 приступили к ее формированию, а одновременно прекратили прием в военные училища слушателей. Или здесь заложен более глубокий смысл, нам непонятный, рассчитанный на привлечение в военную полицию военнослужащих по контракту с юридическим образованием (ведь у нас кроме юристов никто практически не выпускается) или будут привлекать гражданских специалистов и полицейских, для работы по совместительству;
— борьба с «воровством военного имущества» на уровне портянок и зубной пасты в казарме при помощи прошедших двухмесячные курсы полицейских-контрактников не соответствует заявленным намерениям;
— возложение же на военную полицию этой функции для количества и без ожидания нужных результатов, или, наоборот, для содействия в сокрытии, является уже не воинским, а более серьезным преступлением, на которое компетентные органы должны обратить пристальное внимание.
Таким образом, выполнение военной полицией в полном объеме и качественно функции борьбы с «воровством военного имущества» является просто декларативной , не связанной с реальными потребностями деятельности Российской армии.
«Контроль за порядком на территории гарнизонов», «Комендантские функции»
К данному мероприятию ранее привлекались военнослужащие из состава частей, входящих в гарнизон. Служба заключалась в несении гарнизонной службы в гарнизонном карауле и в патруле. Сейчас эту функцию возлагают на целый род войск. Ну, как говорится, «у богатых свои причуды».
Когда много свободных средств и их не нужно направлять на повышение благосостояния офицеров и солдат, увеличивая им денежное довольствие, связанное не с обещаниями или не с ростом фиктивной инфляции, а с ростом, скажем, цены на ЖКХ, на бензин и продукты питания.
Или, когда их не нужно тратить на строительство новых казарм со всеми удобствами, начиная от горячей воды, на строительство спортивных залов, на переоборудование полигонов и на все остальные первоочередные вопросы, включающие и выдачу солдату трех – четырех комплектов летней и двух комплектов зимнего обмундирования, тогда можно поиграться и в военную полицию, чтобы не отставать от мирового опыта.
Что касается комендантских функций, относящихся к ведению военной автоинспекции, то она их как выполняла, так и выполняет. Что здесь менять, мне трудно сказать, возможно, нужно «Форды» поменять на «Мерседесы» и будет достаточно.
«Привлечение к контртеррористической борьбе», «Охрана тыла и борьба с диверсионными группами»
Данное утверждение или набор функций является проблемной для привлечения сил военной полиции только потому, что чтобы бороться с террористами, диверсантами, вести охрану тыла и объектов, находящихся на этой территории, нужно обладать сведениями и данными о них, а таких подразделений в структуре военной полиции не наблюдается. Значит нужно расширять состав и вводить туда подразделения различных видов разведки, раз военная полиция наделена такими функциями.
Если под контртеррористической борьбой подразумевается использование подразделений в интересах охраны военных городков, то и здесь видятся определенные проблемы в их выполнении.
Вообще этот раздел требует особого подхода и может быть расценен как разглашение каких-то тайн. Поэтому остановимся на этом, сказав, что военная полиция в том составе, который озвучен, в условиях России не способна выполнять эти задачи. Для обоснования этого вывода в следующем посте рассмотрим некоторые угрозы связанные с возможным характером деятельности террористов и диверсантов из состава ССО (как некоторые варианты). Думаю, что мысли за виртуального противника заинтересованные личности не смогут приписать к …, а такое желание все нарастает.
«Охрана военнопленных», «Роты психологических операций»
В иностранных армиях, в том числе и США одной из важнейших функций военной полиции в ходе военных конфликтов является содержание военнопленных.
Что у нас. Эта функция подразумевает, с одной стороны стремление подменить функции УФСИНА России, задачи, возможности, особенности действий которых выходят за рамки данной статьи, а с другой, говорит о том, что стратеги готовятся воевать и воевать победно, что априори в нынешнем состоянии является утопией. Даже проведенный здесь анализ способностей новой структуры и новых начинаний, даже по этому материалу, вызывает сомнение в способностях победных действий.
А привлечение рот психологических операций в состав бригад полиции ставит крест на целой службе в составе Российской армии – Службе психологической борьбы.
Когда весь мир нацелен на информационные и кибервойны, когда раньше были шпионы и разведчики, а сейчас «слушатели американских компьютерных курсов», когда во главу угла ставится информационная война, нацеленная на захват общественного мнения и уничтожение репутации правительств и правящих классов, когда в ходе кибервойны будут осуществляться штурмовые и диверсионные операции, когда таким штурмом будут обрушиваться инфраструктуры на всю глубину территории государства и действиями диверсантов киберресурсы страны берутся под контроль с целью уничтожения или использования в своих интересах, мы принимаем гениальное решение и передаем свои оставшиеся ресурсы на задворки военной организации.
Таким образом, Служба психологической борьбы, считаю, будет уничтожена. Что здесь можно сказать?
Только одно, привести пример: «Как стало известно из правительственных источников США, администрация Обамы проводит тренинги, связанные с технологиями работы в медиа-пространстве, и поддерживает сирийских диверсантов через мелкие некоммерческие организации, такие, как «Институт по освещению войн и мира» (Institute for War & Peace Reporting) и Фридом Хаус (Freedom House)», — сообщает Time» (world.time.com/2012/06/13/hillarys-little-startup…).