АЭРОПОРТ БЕЛЬБЕК (Севастополь), 19 авг — РИА Новости. Президент России Владимир Путин поддержал предложение премьер-министра Дмитрия Медведева и назначил новым министром образования сотрудницу администрации президента Ольгу Васильеву. Ранее занимавший этот пост Дмитрий Ливанов станет спецпредставителем главы государства по торгово-экономическим связям с Украиной.
На встрече с президентом Медведев отметил, что правительство интенсифицировало работу по приоритетным проектам, в том числе в сфере образования.
"Для того, чтобы воплотить в жизнь те идеи, которые были сформулированы, требуются и новые подходы, и новые полномочия, а в ряде случаев — и новые люди", — отметил премьер.
Депутат: Васильева сможет наладить диалог с педагогами Ольга Васильева глубоко понимает проблемы, с которыми сталкивается российское образование, так как работала и в системе общего образования, и в системе высшей школы, считает первый замглавы комитета Госдумы по образованию Владимир Бурматов.Медведев предложил назначить Васильеву на место Ливанова и отметил, что у нее хороший послужной список. Васильева, которая начинала профессиональную деятельность как учитель, работала в системе Академии наук. Кроме того, у нее есть опыт государственной службы, полученный в аппарате правительства и администрации президента.
"Мне кажется, она способна реализовать эти новые задачи", — подчеркнул Медведев.
В связи с назначением Ливанова спецпредставителем главы государства по торгово-экономическим связям с Украиной Путин отметил большой опыт государственной работы чиновника.
Депутат Госдумы: отставка Ливанова положительно скажется на образовании Снятие с должности министра образования и науки РФ Дмитрия Ливанова должно положительно сказаться на развитии образования в России и прибавить популярности правительству перед выборами, заявил первый замглавы комитета Госдумы по образованию Олег Смолин (КПРФ)."Я думаю, что его личные деловые качества помогут в строительстве, возрождении экономических связей с нашим соседним государством, что для нас важным является", — сказал президент.
Ливанов был назначен министром образования 21 мая 2012 года. На этом посту он стал инициатором масштабной программы реформы высшего образования. В рамках программы прошло объединение небольших региональных вузов в многопрофильные опорные университеты, которым государство должно оказывать дополнительную финансовую поддержку.
Кроме того, он начал работу по отзыву лицензий у неэффективных вузов.
Дмитрий Ливанов: непопулярный министр покидает свой пост Президент России принял решение об отставке министра образования РФ Дмитрия Ливанова, который теперь станет спецпредставителем главы государства по торгово-экономическим связям с Украиной.Работу министерства критиковали и в связи с ЕГЭ. Результаты госэкзамена 2014 года показали, что многие выпускники школ не смогли набрать минимальный балл. Чтобы не оставлять их без аттестатов, минимальные баллы ЕГЭ по русскому языку и математике были снижены.
При Ливанове также началась реформа Российской академии наук.
До назначения министром он работал ректором Национального исследовательского технологического университета "МИСиС", куда пришел с поста замглавы министерства образования России.
Кадровая свистопляска продолжается. Сюрпризов никаких - остался месяц до выборов. Лучшее время для назначения новых людей - медийный эффект есть, а реального нет, они просто не успеют напортачить.
Новая жертва - министр образования и науки Дмитрий Ливанов. Его отставка никого не удивила, в правительстве Ливанов давно превратился в мальчика для битья. Есть такие люди - настолько непопулярные, что их держат, чтобы в нужный момент убрать ради репутационного бонуса. И вот момент настал: Медведев в своей обычной манере поговорил с учителями («пусть идут в стриптиз, если зарплата не устраивает», или что-то вроде того), а ведь им ещё голоса за ЕР считать. Зачем наказывать премьера, когда для таких вещей есть специальный Ливанов?
Министр действительно был непопулярен. Особенно у своих подчинённых - учёных, университетской верхушки, школьных учителей. Он мало того что проводил неприятную политику, так ещё и от природы был одарён особой отрицательной харизмой советского чиновника - умением быстро и эффективно настраивать против себя людей, толком ничего для этого не делая. Отставке Ливанова обрадовались все, кто имел дело с ведомством министра. Удобная фигура: ясно, что не сам Ливанов придумывал свою политику - перед ним ставили задачи, он их решал. Но человек он был неприятный, и недовольство спущенными сверху решениями превращалось в недовольство лично им. Сам министр старался вполне добросовестно. Получалось… по Черномырдину - «как всегда».
У российской науки и российского образования полно проблем. «Лучшее в мире советское образование» если когда-то и существовало на свете (в чём мы сильно сомневаемся), теперь превратилось в руины. Наука, высшее образование, школа - всё это требует реформы, причём системной и концептуальной. И виноваты тут не проклятые девяностые, а в основном полулегендарная уже советская эпоха.
Про науку: думаю, все согласны, что Академия наук давно превратилась в бюрократическое ведомство, которое полезные подведомственные площади интересуют гораздо больше любой науки. Причина - советская сословная система с абсолютно анахроничной системой «научных степеней», за которые полагались разные сорта колбасы и приусадебные участки (больше всего напоминает средневековую гильдию). Ну а где иерархия и колбаса, там клановость и феодальная интрига - до науки ли тут, когда нужно делить шесть соток?
Про систему высшего образования: она разрушена, в первую очередь потому, что в РФ университет даёт сначала статус, потом право откосить от армии, и только потом образование (факультативно). Заявление о том, что «большей части населения России высшее образование не нужно», которое так всех возмутило - это абсолютная правда. Салоны связи и провинциальные офисы полны магистрами экономики и пиара, абсолютно ничего не знающими про экономику и пиар. Пять лет своей жизни (лучшие пять лет) эти люди потратили на пустой ритуал - борешься с зевотой и сном на лекциях, играешь на телефоне, потом идёшь бухать, в конце дают корочку, чтобы мама отстала. В РФ чудовищная инфляция высшего образования, которая бьёт в том числе и по тем университетам, где реально чему-то учат.
Ну и постсоветская школа, огромный порочный круг из методик, учительского корпуса, отношения государства. Особенно забавно, что учителя (люди, на минуточку, напрямую ответственные за формирование будущего) и директора школ давно превратились в главных «путинских бюджетников» и органичную часть коррупционной системы. Причём речь не только о подделке выборов (это ладно), а просто о сборе дани с родителей и учеников. «Моя первая в жизни коррупция», набор для детей от восьми лет. Чему может научить вашего ребёнка дебелая пятидесятилетняя тётка, которая регулярно унижается перед очередным Чуровым и по мелочи трясёт деньги «на ремонт класса», потому что «жизнь такая»? Понятно, чему - быть хорошим россиянином.
Короче, проблем в ведомстве Ливанова море, и ни одну из них он не решил. А там, где попытался, там получилось как всегда - взять единый государственный экзамен, который на бумаге выглядел вполне разумно, а на практике превратился в чудовищный религиозный обряд, за подготовкой к которому детей элементарно забывают научить писать (месяц назад вышло любопытное интервью доцента журфака МГУ - он там признаётся, что современные первокурсники после десяти лет подготовки к расстановке галочек в тестах пишут на слух как таджики-гастарбайтеры). Дело абсолютно не облегчает Кремль, который то и дело пытается приспособить школу подо что-нибудь полезное в хозяйстве: «А давайте детям патриотическое воспитание зашарашим? А если православия долить? Слушайте, а может на картошку их отправлять, а?» Отставка Ливанова здесь вряд ли что-то изменит.
Интересно другое: Ливанова можно было худо-бедно назвать технократом, то есть техническим специалистом, стоящим вне идеологии, «дали задачу - решил задачу». Его преемница - человек идейный и яростный. Который будет делать всё то же самое, только с огоньком и административным азартом. Отчего конечный результат только усугубится.
Публика уже обратила внимание, что Ливанов пошёл по стопам другого непопулярного министра - Зурабова. Того тоже в нужный момент показательно убрали и отправили послом на Украину. Но теперь один посол уже есть, и к тому же его банально не пускают в Киев. Поэтому Ливанову досталась должность специального представителя по торгово-промышленным связям. Бывшего министра посадили на скамейку запасных. Отправили пылиться в чулан - так, на всякий случай. Достанут ли его оттуда? Мы же в РФ, могут и достать.
Антон Попов (S&P)
PS. Президент России Владимир Путин освободил от должности восемь генералов из Следственного комитета РФ и Министерства внутренних дел.
Привет. Добавляй в друзья)
Министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов ушел в отставку в пятницу, 19 августа. Ведомство он возглавлял более четырех лет. Согласно указу президента, Ливанов назначен спецпредставителем президента по торговым связям с Украиной. Новым министром образования назначена сотрудница администрации президента Ольга Васильева. Согласно российской действительности, министры образования – одни из самых непопулярных в стране. Не обошла эта печальная традиция и Дмитрия Ливанова. перечисляет, какими инициативами и решениями он запомнился россиянам.
Как с неэффективными вузами боролись
Дмитрий Ливанов заявил, что необходимо "очистить" систему высшего образования России от неэффективных вузов. Первый мониторинг эффективности высших учебных заведений был проведен в 2012 году, в год назначения Ливанова министром. Всего, по данным Рособранадзора, с 2013 года лицензий лишены около 800 вузов и филиалов. Чаще всего качество образования не могут подтвердить негосударственные образовательный заведения и филиалы государственных.
И вроде бы идея хорошая, но по непонятной причине в критериях эффективности вузов значились не их научная репутация, а площадь помещений на одного студента и количество выпускников-иностранцев.
Забавно и грустно, что по этим признакам "неэффективными" оказались такие вузы, как РГГУ и МАРХИ.
Как собирались бюджетные места в вузах сократить
Обвинения в стремлении сократить бюджетные места в вузах министра Ливанова преследовали с начала срока и до этих дней. А все потому, что в своем самом первом интервью на посту министра он заявил "Российской газете", что число студентов, обучающихся в вузах за счет государства, нужно уменьшать. С тех пор Ливанову приходилось ежегодно опровергать слухи о сокращениях бюджетных мест. Интересно при этом то, что с 2013 года таковых мест количество только увеличивалось. Впрочем, по данным РБК, летом 2016 года кабмин одобрил документы, в которых говорится, что в 2017–2018 годах число бюджетных мест в вузах все-таки может сократиться. И сразу более чем на 100 тысяч.
Как вузы объединяли
Министр Ливанов проводил объединение вузов, чтобы повысить их эффективности. По его словам, это требовалось из-за сложившейся демографической ситуации в России: вузы с небольшим количеством студентов, по его мнению, могут выжить только если объединятся с более крупными. Многие институты активно протестовали против такого решения. Так, в 2016-м петиция против слияния РХТУ с МИСиС 20 тысяч подписей.
Как РАН реформировали
Министр Ливанову удалось добиться неприязненного к себе отношения даже со стороны ученых. Ливанов назвал Российскую академию наук "бесперспективной и нежизнеспособной". В 2013 году он начал реформу академии, в результате которой Российскую академию медицинских наук и Академию сельскохозяйственных наук объединили с РАН. Также в результате реформы было создано Федеральное агентство научных организаций (ФАНО), в функции которого было вменено управление имуществом РАН. В 2016 году группа ученых в составе более ста человек обратились к президенту с открытым письмом, в котором заявляют, что ФАНО способствовало развалу российской науки и требуют переподчинить ее РАН.
Как плагиат в диссертациях искореняли
Еще в первый год своей работы Дмитрий Ливанов заявил, что необходимо бороться с плагиатом и взяточничеством в вузах. Уже в 2013 году Высшая аттестационная комиссия (ВАК) начала бороться с плагиатом в диссертациях. В результате работы этой комиссии своих мест лишились несколько высокопоставленных чиновников. В числе которых и замминистра Министерства образования и науки Игорь Федюкин. Также покинуть свои посты пришлось заместителю председателя комитета Госдумы по образованию и заведующего кафедрой в РЭУ им. Г.В. Плеханова Владимиру Бурматову, директору Специализированного учебно-научного центра МГУ Андрею Андриянову, начальнику аппарата уполномоченного по правам человека по Астраханской области Даниару Батрашеву и другим.
Как алтайский вуз ректора лишился
Запомнили министра Ливанова и в Алтайском крае. Особенно – в Алтайском техническом университете, ректора которого он отправил в отставку в мае 2016 года. Официальная причина – несоблюдение сроков подачи документов на аккредитацию. В итоге вуз все же получил аккредитацию, однако не на все направления. Неаккредитованными остались 11 направлений.
Дмитрий Ливанов был уволен с поста спецпредставителя президента по развитию торгово-экономических отношений с Украиной. За два года, которые Ливанов занимал эту должность, ранее скандально известный экс-министр образования практически не появлялся в информационном поле, что отчасти могло повлиять на его отставку. При этом эксперты считают, что по большей части Ливанов стал заложником российско-украинских отношений.
08 10 2018
20:43
Президент России Владимир Путин подписал указ, который освобождает от занимаемой должности его спецпредставителя по развитию торгово-экономических отношений с Украиной Дмитрия Ливанова. Документ размещен на официальном интернет-портале правовой информации.
Согласно тексту документа, указ начинает действовать со дня подписания, то есть с 5 октября этого года. Экс-министр этот указ пока никак не прокомментировал.
Однако информации о дальнейшей судьбе Ливанова или о новых назначениях на освобожденную им должность пока нет.
Несмотря на это эксперты считают, что говорить о ликвидации занимаемой Ливановым последние два года должности пока рано. «Дело в том, что между Украиной и Россией сохраняется достаточно большой объем торговли, и за это кто-то должен отвечать», - отмечает директор киевского Центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский.
По мнению украинского политолога, Ливанов был освобожден с должности по той причине, что «он был неэффективен».
При этом эксперт отмечает, что на самом деле ни Ливанов, ни кто-либо другой на этой должности не способен переломить тенденцию к снижению товарооборота. «Для этого политика обеих сторон должна измениться в корне. Должны быть инициирована разрядка напряженности между нашими странами», - говорит Погребинский.
Ливанов был назначен на должность спецпредставителя президента по развитию торгово-экономических отношений с Украиной в 2016 году. До этого он четыре года возглавлял Министерство образования и науки. На период его руководства министерством пришлась болезненная реформа Российской академии наук, в ходе которой РАН постепенно стала лишаться функций управления имуществом и финансами, для чего было создано Федеральное агентство научных организаций.
При нем же стали активно обсуждаться в СМИ скандалы, связанные со списанными диссертациями различных чиновников. Борцы с плагиатом в диссертациях были недовольны действиями министерства по улучшению ситуации.
Социологи ВЦИОМ отмечали, что Ливанов в период управления Минобром был самым непопулярным министром российского правительства - его деятельность оценивали в два балла большинство респондентов.
Тем не менее, после отставки с поста министра Ливанов не остался без работы. Назначить его на пост спецпредставителя президента предложил председатель правительства Дмитрий Медведев.
«Хорошо, мы так и сделаем, согласен», - отвечал на предложение Медведева Владимир Путин.
До Ливанова эту должность занимали бывшие послы на Украине: Михаил Зурабов и Виктор Черномырдин. После ухода Михаила Зурабова в отставку Россия предлагала на его место кандидатуру Михаила Бабича, и украинская сторона отказалась утверждать его фигуру.
Ввиду отсутствия посла часть его функционала по торгово-экономическому сотрудничеству была возложена на спецпредставителя Ливанова.
До крымского референдума и конфликта в Донбассе Украина была одним из ведущих экономических партнеров России. Однако с тех пор экономические отношения стран деградировали. С 2014 года пошел резкий обвал с отрицательной динамикой в 50% ежегодно.
Крайне негативное влияние на торгово-экономические отношения двух стран оказали принятые Киевом в конце 2015 года решения об отмене зоны свободной торговли с Россией в рамках СНГ и о введении эмбарго на некоторые российские товары. В конце 2017-го Украина продлила действие этих постановлений на год.
Российские власти ответили зеркальными мерами, отменив действие договора о зоне свободной торговли и введя таможенные пошлины и продуктовое эмбарго.
После 2014 года товарооборот двух стран обвалился с $45 млрд до $10,23 млрд в 2016-м, когда на пост спецпредставителя был назначен Ливанов.
В 2017 году товарооборот несколько вырос, однако в абсолютных числах он едва превышал $12 млрд. Однако, как отмечает заместитель директора Центра политической конъюнктуры Олег Игнатов, «Ливанов был малозаметен».
«В повестке не было видно ни его самого, ни результатов его работы. Может они и были, но не публичного характера.
Особо никто не знал, чем занимается Ливанов, и в чем именно состоит смысл работы его комиссии», - говорит эксперт.
При этом он отмечает, что отставка вряд ли произошла по вине Ливанова.
«Вероятно, он стал заложником российско-украинских отношений на данном этапе, поэтому и не было видно никаких результатов. Эти процессы происходят давно и вряд ли Ливанов мог на них как-то повлиять», - резюмирует эксперт.
Только ленивый сегодня не критикует качество знаний в отечественных университетах. Причем критика исходит как от самих преподавателей, недовольных условиями, в которые их поставила реформа, так и работодателей, недовольных тем, что не могут отыскать на рынке труда нужных молодых специалистов, и вынужденных тратить время и ресурсы на фактическое переучивание вчерашних выпускников. Не отрицает очевидного и сам министр образования Дмитрий Ливанов, ставя российским вузам конкретную задачу - вернуться к уровню качества СССР.
Последние десять лет позиции российских университетов в мировых рейтингах неуклонно падают . А начиная с 2007 года ни один российский вуз, кроме МГУ, не попадал в снискавший международный авторитет ежегодный список 500 лучших учебных заведений мира.
Можно, конечно, утешить патриотическое эго тем, что этот рейтинг оценивает не качество знаний, а репутацию самих вузов. Однако если обратиться к мировым рейтингам качества, то и тут картина малоутешительная. Из России в глобальный рейтинг Times «400 лучших вузов 2011 - 2012» пробились только МГУ и СПбГУ, да и то в конце второй и третьей сотни соответственно .
ЕГЭ снижает планку
Спустимся с высот международных рейтингов на землю и посмотрим на будни послереформенной российской высшей школы. ЕГЭ появился в России в 2001 году и с тех пор стал общеобязательным общенациональным стандартом, отталкиваясь от которого можно судить о качестве работы всей системы.
Из года в год эксперты отмечают общее снижение количества баллов экзаменуемых. Хороший пример - ЕГЭ по математике. В прошлом году число выпускников, сдавших его на 100 баллов, сократилось в восемь раз по сравнению с результатами 2013 года. В результате был понижен минимальный порог прохождения экзамена - до 20 баллов вместо 24.
Аналогичная ситуация сложилась в минувшем году и с основным экзаменом - по русскому языку: российские школьники его провалили. Особенно много двоечников оказалось на Северном Кавказе. Результат: пришлось снижать пороговый минимум на 12 баллов, поскольку предыдущий порог в 36 баллов многие школьники просто не осилили.
Фактически спускаемое сверху общее снижение проходного балла для прохождения ЕГЭ лишь подтверждает тенденцию неблагополучия, маскируя возрастающее невежество абитуриентов понижением нижней планки требуемых от них знаний. То же прошлогоднее решение Рособрнадзора о баллах по русскому языку, по признанию главы ведомства Сергея Кравцова, было принято, чтобы избежать ситуации, когда многие выпускники остались без аттестата. При этом Рособрнадзор отказался тогда назвать процент школьников, проваливших экзамен, ссылаясь на то, что это непринципиально.
Педагоги говорят о положении дел в отрасли более откровенно. «Выяснилось по результатам 11-летнего обучения в школе, что мы детей ничему не научили. В этом году порог знаний, который позволял выдать аттестат, это 3 задания по теме начальной школы 5-6 класса. Больше того, выяснилось, что результаты, которые показывают выпускники, даже хуже, чем те результаты, которые выпускники показывают после 9 класса. Мы с грустью должны признать, что система образования дала системный сбой», - констатировал почетный работник образования РФ Дмитрий Гущин год назад.
«Педагоги, родители, общественность страны не первый год бьют тревогу по поводу низкого уровня языковой и речевой грамотности выпускников общеобразовательной школы, да и населения в целом, призывают государство предпринять кардинальные меры по исправлению положения. Однако, как видим, ощутимых сдвигов до сих пор нет… О переломе, о крутом повороте к лучшему в стране в целом говорить пока не приходится», - вторит ему глава Совфеда Валентина Матвиенко .
Не отрицает очевидного и сам министр образования Дмитрий Ливанов , прямо указывая на резкое падение качества образования.
Бюджетные миллиарды на…невежество
Противники ЕГЭ говорят, что в нынешнем виде эта система не работает, а ее провал вскрыл тотальную отсталость «реформированного» российского образования. Более того, вокруг проведения ЕГЭ традиционно возникает множество скандалов , в том числе и финансовых. Отчет общественного движения «Обрнадзор» «Анатомия ЕГЭ», по-сути называет прошлогодний ЕГЭ провалом .
На организацию экзамена 2014 года было потрачено 1.240.643.800 рублей, то есть, вчетверо больше, чем в 2013 году, когда расходы составляли чуть больше 312 миллионов рублей.
Невежество современных старшеклассников и первокурсников может убить наповал. Несколько лет назад в блогосфере получили резонанс ролики с элементарными видеовопросами, которые журналист задавал случайным прохожим в возрасте от 18 до 20 лет. Молодые люди всерьез отвечали, например, что «Холокост - это, наверное, берег какой-то», а Пушкина на дуэли убил Есенин.
Критику игнорировали и доигнорировались
О том, что ЕГЭ убивает отечественную систему образования, писали и предупреждали еще в 2008 году. Критику ЕГЭ в 2011 году поддержал и тогда еще премьер-министр Владимир Путин , отмечая справедливость упреков в адрес главного детища образовательной реформы. В качестве одной из мер по исправлению ситуации было названо расширение общественного контроля за экзаменом.
А вот 2012 год: «В обществе растет недовольство Единым госэкзаменом, но власти эти настроения игнорируют»
Смысл реформы был в том, чтобы отойти от якобы плохой (несовременной, коррупционной и далее по списку) советской образовательной системы. В итоге родили новую систему, назвав это «реформой». В итоге спустя 14 лет низкое качество образования признает уже и профильный министр Дмитрий Ливанов. Чиновник ставит в пример не высокие стандарты образования, получившегося в результате реформ, а высокие стандарты образования советского, ради отказа от которого и была затеяна реформа.
Свою оценку ЕГЭ дало и российское общество. По данным «Левада-центра», рекордное (48%) число граждан России, начиная с 2004 года, считает , что ЕГЭ хуже оценивает уровень знаний школьников, чем обычный экзамен.
Сейчас, в условиях кризиса , страна оказывается в ситуации, когда без инвестирования в знания и человеческий капитал никакого прорыва ни в одной из отраслей просто не будет. В то же время обвал цен на нефть и сокращение бюджетных поступлений не самый благоприятный фон для серьезных реформ, которые невозможны без финансовых вливаний.
Назад пути нет
Заявленные министром Дмитрием Ливановым планы по возврату к «советским стандартам качества», казалось бы, предлагают простой и ясный вывод. Если уж те стандарты качества признаны неким образцовым маяком, к которому нужно стремиться, то может быть, не стоит изобретать велосипед? По здравому размышлению советские методики организации образовательного процесса не так уж плохи, раз они давали на выходе столь высоко оцениваемые нынешним министром Дмитрием Ливановым стандарты качества знаний. В отличие от ЕГЭ.
Реальны ли заявленные Дмитрием Ливановым планы возврата к качеству образования времен СССР, или это всего лишь очередная попытка неумелого чиновничьего пиара, наподобие громких слов об импортозамещении?
Думается, при нынешних вводных единственный возможный путь реализации ливановской идеи - изобретение машины времени, которая вернет российское образование вместе с профильным министром и автором реформы, вице-премьером Андреем Фурсенко , прямо в советскую эпоху. Это будет означать признание собственных ошибок и того факта, что постсоветское образование в лучшем случае стояло на месте, а в худшем – сдавало назад.
Конечно, возможен и иной ответ на поставленный вопрос, но он еще более футуристичен. Как говорится в одном популярном анекдоте, если заведение не пользуется спросом, надо не кровати переставлять, а менять персонал.