Под юридической статистикой понимается наука, основанная на принципах общей теории математической статистики и изучающая количественную сторону массовых юридических явлений и процессов с целью раскрытия их качественного содержания, а также тенденций и закономерностей развития в конкретных условиях места и времени.
Математической основой любой отрасли статистики, в том числе и юридической является закон больших чисел, который гласит о том, что статистические закономерности формируются и отчетливо проявляются лишь в массовом процессе и при достаточно большом числе единиц совокупности.
При большом числе наблюдений экспериментальные результаты исследований становятся близкими к теоретическим.
Таким образом, изучая в массовом количестве различные юридические явления, такие как: уголовные преступления, ДТП, подача всевозможных исков и т.д., юридическая статистика дает возможность прогнозировать рост преступлений в будущем, а также закономерности их развития, вследствие чего повышается роль профилактических мероприятий в предупреждении различного рода правонарушений.
- 1. Метод массового статистического наблюдения заключается в изучении большого количества правонарушений, что позволяет выявить объективные закономерности в сфере преступлений, в правоприменительной деятельности судов, прокуратуры, милиции и других правоохранительных органов. Для получения объективных результатов статистическое наблюдение должно охватывать либо всю (генеральную) совокупность изучаемых явлений, либо такую ее часть, которая была бы достаточно представительной (репрезентативной) и позволяла бы сказать, что результаты, выявленные на основе неполных данных, имеют такую-то ошибку.
- 2. Сводка и группировка данных наблюдения - следующий метод (этап) юридической статистики. Его сущность заключается в сведении и группировке данных, полученных путем статистического наблюдения, по тем или иным признакам, для того чтобы каждая группа представляла собой определенную качественную однородность. Например, совокупность изученных преступлений группируется по объектам посягательства (против личности, экономики, государства и др.), по содержанию мотивации (корыстные, насильственные и т.д.) или по субъектам преступлений (полу, возрасту, социальному положению, прежней судимости). Сводка и группировка данных позволяет увидеть структуру изучаемых явлений, их сходства и различия. Данный метод позволяет увидеть единство количественного и качественного в той или иной совокупности.
- 3. Статистический количественный анализ позволяет выявить закономерности и взаимозависимости массовых правовых, криминологических и социологических явлений. Результаты статистического исследования на этом этапе выражаются в процентах, коэффициентах, индексах и других обобщающих показателях, не включающих в себя частные, индивидуальные или случайные отклонения. В них раскрываются основные тенденции, типичные черты, корреляции, характеристики.
Всесторонний качественный анализ правовых количественных явлений применяется на всех этапах статистического исследования. Он предполагает глубокое уяснение сущности анализируемых процессов на базе теоретических положений гражданского, уголовного права, криминологии и др. с последующим углублением теории этих наук и совершенствованием юридической практики.
Используя вышеперечисленные методы правовая статистика обеспечивает:
- - изучение криминологической характеристики преступности, а совместно с социологией - уголовного права - и изучение некриминализированной преступной деятельности;
- - изучение причин и условий преступлений;
- - изучение криминологической характеристики личности правонарушителей;
- - прогнозирование преступности и индивидуального преступного поведения;
- - планирование и организацию борьбы с уголовно-наказуемыми деяниями;
- - проверку эффективности борьбы с преступными проявлениями.
Статистическое наблюдение включает в себя:
- - определение целей и задач статистического наблюдения;
- - выбор объекта исследования;
- - установление единиц наблюдения, совокупности, измерения;
- - составление программы наблюдения.
Цели статистического наблюдения могут быть самыми разными. Они вытекают из реальных социально-правовых потребностей правоохранительных и другие юридических учреждений или государства в целом. Например, отслеживание уровня учтенной преступности, раскрываемости, судимости и общего числа заключенных составляет базу данных, на основе которой организуется борьба с преступностью и оценивается безопасность общества. Другие, более детальные или частные сведения о преступности или судимости, собираются в связи с возникающими задачами.
Выбор объекта наблюдения зависит от поставленных целей и включает в себя совокупность социально-правовых отношений, которые следует изучить для достижения поставленных целей. Например, если цель наблюдения - выработка более эффективной борьбы с коррупцией среди государственных служащих, то объектом наблюдения может быть совокупность социально-правовых отношений в сфере государственной службы: уровень совершаемых коррупционных действий, фактическая доля их выявления правоохранительными органами, обстоятельства латентности коррупции, причины и условия, способствующие коррупции государственных служащих, удельный вес коррупционеров, которые несут реальную уголовную ответственность за свои действия, уровень криминализации реальных коррупционных действий и т.д.
Единицей наблюдения обычно именуется тот источник, откуда должна быть получена первичная статистическая информация. Например, отделения милиции, районная или городская прокуратуры, районные суды и т.д.
Единицей совокупности считается первичный составной неделимый элемент изучаемой совокупности, признаки которого необходимо зарегистрировать в процессе наблюдения. Например, к таким элементам относятся преступление, преступник, потерпевший, истец, ответчик и т.д.
Единица измерения показывает, в каких величинах учитываются изучаемые юридической статистикой социально-правовые явления. Например, в статистической отчетности органов уголовной юстиции в качестве единиц измерения преступности применяют три показателя: уголовное дело (следственное или судебное производство), преступление (по видам) и субъект преступления (по лицам) - подозреваемый, обвиняемый, подсудимый, осужденный, заключенный.
Программа статистического наблюдения представляет собой перечень четко сформулированных вопросов, на которые должны быть получены достоверные ответы в процессе проведения наблюдения. Содержание программы определяется целями и спецификой объекта наблюдения.
По форме статистическая сводка может быть децентрализованной, что бывает тогда, когда она в окончательном варианте сделана на местах, например в низовых органах внутренних дел, прокуратуры, налоговой полиции или в суде; смешанной (сводка осуществляется в районе, городе, затем в субъекте Федерации, а потом в центре); централизованной (только в центре).
Составными элементами сводки и группировки являются:
- а) разработка системы показателей, характеризующих преступность или другое социально-правовое явление в целом и ее отдельные группы;
- б) статистическая группировка полученных данных;
- в) подсчет групповых и общих итогов;
- г) оформление результатов в статистических таблицах и графиках.
Разработка системы показателей, характеризующих то или иное явление, считается первым, а сама группировка данных - вторым элементом рассматриваемой стадии сводки и группировки статистических показателей. Эти элементы тесно связаны между собой, так как в основе любой сводки количественных материалов всегда лежит группировка показателей, собранных в процессе наблюдения. Группировка статистических данных, определяемая задачами и целями исследования, предполагает расчленение показателей о преступлениях, административных правонарушениях, уголовном и гражданском судопроизводстве на качественно однородные группы по существенным признакам.
Группировочные признаки могут отражать качественную или количественную сторону изучаемого явления. При распределении данных по количественным признакам (возрасту правонарушителей, числу лиц в организованной преступной группе, количеству судимостей, срокам лишения свободы и др.) необходимо выделить общее количество групп и определить разницу между максимальным и минимальным значениями признака (интервала) в каждой группе. Причем интервалы нельзя выбирать произвольно, исходя из внешних признаков, равенства и т.д. Они должны отражать существенные стороны явлений и процессов, раскрывать переход количества в качество.
Статистические группировки, отражающие качественные (атрибутивные) признаки (степень общественной опасности и тяжести преступлений, вид деяний, содержание мотивации преступного поведения, социальное положение правонарушителей, условия нравственного формирования личности в семье, характер гражданского иска, вид гражданско-правового деликта и т.д.) широко распространены в социально-правовых изучениях.
Правовая статистика изучает количественную сторону массовых правовых и других юридически значимых явлений и процессов в целях раскрытия их особенностей и качественных закономерностей.
Признаки предмета:
статистика изучает количественную сторону правовых явлений, т.е. те данные, которые исчисляются цифрами, коэффициентами (абсолютные и относительные показатели);
массовость изучаемых явлений и процессов, она означает, что статистика не изучает единичные факты, только те явления, которые исчисляются десятками, сотнями, тысячами, миллионами;
правовая статистика изучает правовые и другие юридически значимые явления и процессы, это значит, что наряду с правовыми явлениями мы изучаем фоновые явления (наркомания, проституция, бродяжничество, попрошайничество);
цель правовой статистики – раскрыть качественное своеобразие изучаемых явлений;
полученные количественные показатели могут характеризовать тенденции изменения во времени того или иного явления (направление изменения во времени);
количественные показатели, взятые за многие годы, характеризуют устойчивые закономерности;
правовая статистика изучает количественную сторону явлений в конкретных условиях места и времени.
Методы правовой статистики
Метод – это совокупность приёмов и способов для изучения предмета правового регулирования.
Методами правовой статистики являются:
статистическое наблюдение – это массовая регистрация интересующих исследователей фактов;
статистическая группировка – это разъединение разнотипной массы явлений на качественно однородные совокупности;
статистическая сводка – отчёт, подытоживание результатов наблюдения;
выведение обобщающих показателей – расчёт (подсчёт) относительных и средних величин (коэффициенты);
статистический анализ – это научно-обоснованное истолкование результатов статистического наблюдения, установление (выявление) статистических закономерностей и особенностей.
Тема3.Статистическоенаблюдение.
Понятие и этапы статистического наблюдения.
Виды статистического наблюдения.
Выборочное наблюдение.
Понятие и этапы статистического наблюдения.
Статистическое наблюдение – это массовая регистрация интересующих исследователей фактов в соответствии с программой статистического наблюдения.
3 этапа статистического наблюдения:
подготовительный – считается наиболее сложным этапом.
На этом этапе определяются цели статистического исследования, они определяются в связи с общими целями и задачами исследования. Цель, как правило, всегда познавательная. Составляется план наблюдения, в котором определяются объём, объект, единица наблюдения, а также устанавливаются время, место наблюдения и решается ряд других организационных вопросов.
В качестве объекта наблюдения является совокупность явлений, которая подвергается исследованию (напр., все РОВД г. Томска).
Единица наблюдения – это первичный элемент, который является носителем интересующей информации (один отдел РОВД г. Томска).
Место наблюдения – это место, где проводится регистрация интересующих фактов (регион, район, город, область).
Период наблюдения – это время начала и окончания сбора информации.
Момент наблюдения – это определённая критическая дата или момент, на который устанавливается состояние изучаемого явления.
Третий элемент статистического наблюдения – это составление программы статистического наблюдения.
Под программой статистического наблюдения понимается перечень или система признаков и вопросов, по которым изучается явление.
Требование к программе:
программа составляется на основе предварительного определения исходных теоретических позиций исследователя в отношении изучаемого явления;
необходимо выбирать наиболее существенные признаки, характеризующие изучаемое явление: если явление относится к числу достаточно изученных, то эти признаки содержатся в стандартных формулярах и программах, если нет – то программа носит приблизительный характер;
программа должна быть так разработана, чтобы обеспечивала получение максимально полной и достоверной информации – это значит, что не должно быть вопросов, по которым нельзя получить чёткий ответ;
необходима тщательная последовательность поставленных вопросов и возможность их логической взаимопроверяемости;
программа должна обеспечивать сравнимость полученных результатов – это значит, что наши исследования должны быть по некоторым признакам сопоставимыми с параллельными исследованиями;
программа составляется в несколько этапов:
подготовка варианта программы;
апробирование его на небольшом массиве;
учёт выявленных недостатков;
разработка второго варианта программы;
сбор информации.
Программа представляет собой единый документ, т.е. статистический формуляр.
Статистический формуляр – это бланк, форма учёта ил отчётности. В зависимости от носителя информации эти формуляры могут быть индивидуальные или списочные. В индивидуальном формуляре содержится информация об одной единице, а в списочном – о нескольких.
непосредственный сбор информации – заполнение статистических документов;
контроль полученной информации .
Выделяют 2 способа контроля полученной информации:
математический (счётный);
Виды статистического наблюдения.
Статистическое наблюдение подразделяется:
По охвату единиц совокупности - на сплошное и несплошное;
По времени проведения - на непрерывное (текущее), единовременное и периодическое;
По способу организации - на специально организованное статистическое наблюдение и отчётность (рассмотрели на предыдущей лекции);
По источникам сведений - на непосредственное наблюдение, документальное и опрос;
По способу регистрации - экспедиционный, анкетный, корреспондентский, саморегистрация.
Статистические методы - методы анализа статистических данных.
Выделяют методы прикладной статистики, которые могут применяться во всех областях научных исследований и любых отраслях народного хозяйства, и другие статистические методы, применимость которых ограничена той или иной сферой. Имеются в виду такие методы, как статистический приемочный контроль, статистическое регулирование технологических процессов, надежность и испытания, планирование экспериментов.
Целесообразно выделить три вида научной и прикладной деятельности в области статистических методов анализа данных (по степени специфичности методов, сопряженной с погруженностью в конкретные проблемы):
а) разработка и исследование методов общего назначения, без учета специфики области применения;
б) разработка и исследование статистических моделей реальных явлений и процессов в соответствии с потребностями той или иной области деятельности;
в) применение статистических методов и моделей для статистического анализа конкретных данных.
Кратко рассмотрим три только что выделенных вида научной и прикладной деятельности. По мере движения от а) к в) сужается широта области применения конкретного статистического метода, но при этом повышается его значение для анализа конкретной ситуации. Если работам вида а) соответствуют научные результаты, значимость которых оценивается по общенаучным критериям, то для работ вида в) основное - успешное решение конкретных задач той или иной области применения (техники и технологии, экономики, социологии, медицины и др.). Работы вида б) занимают промежуточное положение, поскольку, с одной стороны, теоретическое изучение свойств статистических методов и моделей, предназначенных для определенной области применения, может быть весьма сложным и математизированным (см., например, монографию ), с другой - результаты представляют не всеобщий интерес, а лишь для некоторой группы специалистов. Можно сказать, что работы вида б) нацелены на решение типовых задач конкретной области применения.
Описание вида данных и, при необходимости, механизма их порождения – начало любого статистического исследования. Отметим, что для описания данных применяют как детерминированные, так и вероятностные методы. С помощью детерминированных методов можно проанализировать только те данные, которые имеются в распоряжении исследователя. Например, с их помощью получены таблицы, рассчитанные органами официальной государственной статистики на основе представленных предприятиями и организациями статистических отчетов. Перенести полученные результаты на более широкую совокупность, использовать их для предсказания и управления можно лишь на основе вероятностно-статистического моделирования. Поэтому в математическую статистику часто включают лишь методы, опирающиеся на теорию вероятностей, оставляя детерминированные методы экономической учебной дисциплине «Общая теория статистики».
Количественная сторона государственно-правовых явлений является предметом научного изучения с помощью методов статистики. В частности, криминологическая статистика исследует различные количественные стороны правонарушений - уголовную, гражданскую, административную, их структуру и динамику, их причины и условия, эффективность мер борьбы.
Одним из методов статистики является метод массовых наблюдений , что опирается на использование закона больших чисел, под последним понимается общий принцип, под влиянием которого совокупное действие большого числа случайных фактов приводит к результату, почти не зависит от случая. Это дает возможность выявить закономерность там, где чувственно можно наблюдать лишь поверхность явлений.
Метод группировки позволяет совокупность фактов , которые исследуются, разделить на отдельные качественно однородные виды (например, на виды преступлений в соответствии с Особенной частью Уголовного кодекса). Группировки обычно подразделяются на три вида:
типологические, что расчленяют різнотипну массу явлений на качественно однородные категории или типы (например, разбивка хищений по отдельным отраслям народного хозяйства);
вариационные, характеризующие структуру совокупности по любому количественной признаку (например, возрастная структура осужденных);
аналитические, с помощью которых устанавливаются взаимозависимости явлений (например, зависимость между преступностью и определенными соц. условиями).
Метод обобщающих показателей направлен на превращение абсолютных величин на так называемые обобщающие показатели - средние и относительные величины , характер-е одним числом типичные, распространенные стороны исследуемых явлений, отвлекаясь от частного, индивидуального и случайного, а это дает возможность установить и измерить закономерности различных массовых процессов.
Введение
В последнее время достаточно остро стоит вопрос о социально-экономических и политических противоречиях в России. Именно поэтому увеличилось количество преступлений.
В наше время в российском обществе проблема преступности привлекает к себе большое внимание, как ученых, так и общество в целом. В течение нескольких лет наблюдается количественный рост преступности и ухудшение ее качественных показателей.
Преступность, представляет собой совокупность преступлений, связанную с социальной средой, имеет свои количественные и качественные характеристики, отличные от характера отдельного преступления. В характеристиках преступности проявляются ее определенные закономерности. Современный подход к преступности как к социальной системе вызывает необходимость рассматривать ее как социально обусловленное явление, характеризующееся системой определенных свойств и параметров, которые могут быть количественно выражены в виде постоянных и переменных величин.
Преступность -- одно из страшных явлений в жизни общества. Она оказывает влияние на все стороны жизнедеятельности населения, накладывает отпечаток на образ жизни человека, напрямую связана с его жизнью, здоровьем, материальным благополучием.
В настоящее время, преступность, как и мировые войны, и глобальные катастрофы представляет огромную угрозу для существования человечества.
Преступность также представляет собой форму движения, т.е. процесс, поскольку масштабные социальные системы не могут находиться в состоянии статистики. Очевидно, поэтому преступность необходимо рассматривать как сложную динамическую социальную систему.
Возможно описание преступности как системы статистического характера набором параметров. Изучение ее процесса связано с необходимостью использования математических методов. Поскольку преступность проявляется в виде статистической совокупности составляющих ее элементов, речь должна идти, прежде всего, о статистических методах. Преступность - статистическая система, подчиняющаяся вероятностным закономерностям.
Объектом данной дипломной работы является уровень преступности в Российской Федерации.
Цель работы - проанализировать уровень преступности с помощью основных статистических методов.
Основные понятия и задачи правовой статистики
Предмет и метод правовой статистики
Основным и обязательным источником информации о преступности как массовой статистической совокупности является уголовная (правовая статистика). Она представляет собой не только статистические данные, но и специальные методы исследования.
Правовая статистика - основанная на общих принципах и содержании юридических наук система положений и приемов общей теории статистики, применяемых к области изучения правонарушений и мер социального контроля над ними. Она количественно исследует разнообразные стороны правовых нарушений - уголовных, гражданских их уровень, структуру, динамику и направление развития, причины и условия, им способствующие, всю совокупность мер борьбы с этими нарушениями.
Различный характер правонарушений, которые призвана учитывать правовая статистика, а также специфические особенности деятельности учреждений, которые практически ею занимаются, обуславливают выделение трех самостоятельных разделов правовой статистики:
1. Уголовно-правовая статистика. Объектом изучения данной статистики является количественная сторона в неразрывной связи с качественными особенностями преступности и мер государственного социального контроля над ней.
2. Административно-правовая статистика. Объект изучения - количественная сторона в неразрывной связи с качественными особенностями административных правонарушений и мер государственного социального контроля над ними.
3. Гражданско-правовая статистика. Объектом изучения является количественная сторона в неразрывной связи с качественными особенностями гражданских правоотношений, рассматриваемых судом, арбитражем, нотариатом и вынесенных ими решений.
Роль правовой статистики заключается в том, чтобы установить, как работают следственные, судебные и исправительно-трудовые учреждения.
Зная, количество зарегистрированных преступлений, располагая сведениями о нарушении семейного, трудового, жилищного права, можно более эффективно осуществлять решение задач в укреплении правопорядка.
Отсюда следует, что предметом правовой статистики будет количественная сторона тех явлений, которые входят в среду деятельности указанных органов. Во-первых, преступности и мероприятий по борьбе с ней, во-вторых, гражданских правонарушений, ставших объектом разбирательства в суде, нотариате или арбитражном суде; и наконец, в-третьих, административных нарушений и мероприятий по их предупреждению со стороны административных органов). Демидов В.Н., Казанцев С.Я., - Правовая статистика - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012 г.
Цель правовой статистики - учет нарушений, которые рассматривают органы МВД, прокуратуры, суда.
Для принятия эффективных мер укрепления правопорядка определения нужно в первую очередь иметь достоверные данные о состоянии преступности, а в частности иметь представления о ее структуре и динамике, причинах и условиях совершения правонарушений. Изучение преступности начинается с обобщения и анализа данных учета зарегистрированных преступлений и лиц, их совершивших, в масштабе города, района, отдельного производственного или иного объекта.
Правовая статистика исследует, как охраняется личность, защищаются права и свободы человека и гражданина, общественный порядок и безопасность.
Правонарушения, которые исследует правовая статистика - это категория конкретно-временная. Ее социальная характеристика проявляется в четырех моментах: во-первых, это их историческое происхождение; во-вторых, это деяния конкретных людей, их сознательные поступки: в-третьих, тот ущерб, который они наносят обществу.
К методам, с помощью которых правовая статистика изучает свой предмет, относятся: Савюк Л.К. - Правовая статистика. - М.: Юристъ, 2011 г.
1) массовое статистическое наблюдение;
2) сводка и группировка данных, которые были получены при наблюдении, по качественно-определенным признакам;
3) статистический количественный анализ показателей;
4) всесторонний качественный анализ статистических материалов.
1. Метод массового статистического наблюдения означает, что только путем изучения большого количества преступлений, правонарушений можно установить объективные закономерности в преступности.
2. Сводка и группировка данных наблюдения по качественно-определенным признакам -- следующий метод правовой статистики. Данные, полученные путем статистического наблюдения, должны быть сгруппированы по нужным признакам, чтобы каждая группа представляла собой определенную качественную однородность. Сводка и группировка данных позволит увидеть структуру изучаемых явлений, сходства и различия.
3. Статистический количественный анализ позволяет углубить изучение, установить и измерить закономерности и взаимозависимости массовых правовых явлений
4. Всесторонний качественный анализ правовых количественных явлений применяется на всех этапах статистического исследования:
При наблюдении
При группировке
При количественном анализе. Качественный анализ является основополагающим.
На всех стадиях используются специальные методы, каждый из которых в дальнейшем имеет самостоятельное значение для изучения и прогнозирования преступности.
Правовая статистика
Предмет, метод и задачи правовой статистики
Статистика, как и другие науки, имеет свой предмет и метод познания. На современном этапе термин статистика имеет три различных значения:
1. статистика понимается как особая отрасль практической деятельности людей, направленная на сбор, обработку и анализ данных, характеризующих социально-экономическое положение государства, его регионов, сфер правоохранительной деятельности др.
2. статистика это наука, занимающаяся разработкой теоретических положений и методов, используемых статистической практикой (статистическая наука опирается на материалы практики и, обобщая опыт практики, разрабатывает новые положения).
3. статистика , как ее часто определяют, это статистические данные, представленные в отчетности по различным отраслям хозяйствования, результаты социологических и криминологических исследований, публикуемые в сборниках, средствах массовой информации, которые представляют собой результат статистической работы.
Предметом изучения правовой статистики является количественная характеристика массовых явлений и процессов, правового характера в неразрывной связи с их качественной стороной.
В каждом конкретном случае объектом статистического исследования является некая статистическая совокупность.
Статистической совокупностью изучаемых правовых явлений могут быть:
Население страны, города, села, района, лица, совершившие правонарушения, преступление, факты обращений в суды, число принятых решений судебными и иными правоохранительными органами и тому подобное.
В свою очередь, исследуемая совокупность может отличаться по таким признакам, как пол, национальность, место проживания, тяжесть совершенного преступления, степень общественной опасности, уровень компетенции органа, принимающего решение и т.д.
Так, например, при учете преступности и судимости в России в статистическую совокупность включаются все факты совершения деяний, запрещенных уголовным законом, а также лица, совершившие преступления и осужденные к отбыванию уголовного наказания по приговору суда, а в качестве учетной единицы наблюдаемой статистической совокупности рассматривается отдельное преступление либо преступник.
В качестве примера статистической совокупности приведем сведения о распределении различных групп преступлений по России в целом и федеральным округам (таблица 3.1).
Таблица 3.1
Уровень преступности в федеральных округахРоссии в 2002г.
Для определения количественных характеристик статистической совокупности используют специальные методы статистического исследования.
Составными частями метода статистического исследования являются (рис. 3.1.)
Рис. 3.1. Составные части метода статистического исследования
На этапе массового статистического наблюдения на основе разработанных программ и инструментария (инструкции, формы, таблицы и т.д.) проводится научно организованный сбор сведений об изучаемых процессах или явлениях жизни общества.
Группировку и сводку выполняют на основе данных, полученных в результате статистического наблюдения. Собранный материал систематизируют и, как правило, сводят в статистические таблицы.
Определение и анализ обобщающих показателей позволяет установить причинно-следственные связи изучаемых явлений и процессов, дать оценку, сформулировать выводы и предложения.
Статистика на основе системы статистических показателей дает количественную меру структуры, объема, динамики и взаимосвязи исследуемых явлений и процессов.
ЗНАЧЕНИЕ СТАТИСТИЧЕСКОГО УЧЕТА В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОСОБЕННОСТИ СТАТИСТИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ В РАМКАХ
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СТАТИСТИЧЕСКОГО
УЧЕТА В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
МИГРАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ, ПРОБЛЕМЫ УЧЕТА
И РЕГУЛИРОВАНИЯ
Сегодня в сферу правоохранительной деятельности попадает большое число социальных проблем. Это обусловлено тем, что при переходе к демократическому обществу наиболее эффективный путь разрешения социальных конфликтов лежит в области права. Глобализация современного мира усиливает многие социальные противоречия, и их действия распространяются даже на те страны, которые ранее с ними не сталкивались.
И в этой связи необходимо отметить, что сегодня для России достаточно актуальна проблема регулирования миграции населения, значение которой еще пятнадцать - двадцать лет назад было крайне незначительно.
Миграционные процессы можно назвать индикатором развития ситуации в обществе, так как именно здесь четко просматривается реакция на изменения в экономическом, политическом и социальном плане жизни государства.
Начиная с февраля 2002 г., деятельность в области регулирования миграционных процессов передана в сферу полномочий МВД согласно Указу Президента РФ № 232 «О совершенствовании государственного управления в области миграционной политики» 1 .
Проблемы миграции - одни из наиболее актуальных на сегодня во всем мире. Особую озабоченность вызывает ситуация в области нелегальной миграции, которая, по оценкам экспертов, выступает как один из глобальных феноменов современной международной жизни.
Практически все регионы мира и многие государства вовлечены в этот процесс в качестве либо стран выезда, либо принимающих стран, либо стран со смешанными потоками. Роль отдельных участников может меняться. Сегодня помимо традиционных принимающих стран (США, Канады, Израиля, Австралии) этим статусом в полной мере обладают многие государства Западной Европы, в последние десятилетия к ним присоединились страны Южной Европы (Италия, Испания, Португалия), а также динамично развивающиеся регионы Азии. Все эти государства в той или иной мере испытывают давление нелегальных мигрантов 2 .
Современная Россия может рассматриваться с трех позиций:
Во-первых, это страна исхода (так, по некоторым оценкам, за границы только на заработки ежегодно выезжали около 1,5-2 млн человек, среди которых только 45 800 имели разрешение на трудоустройство в 2000 г. 1);
Во-вторых, территория Российской Федерации используется для транзита нелегальных мигрантов (по причине фактической открытости огромных участков своей границы Россия по-прежнему широко используется незаконными мигрантами как транзитная территория. В течение 1997-1999 гг. сотрудники российской по-гранслужбы задержали 1965 человек (из них 1538 афганцев) на границе с Казахстаном и 2618 на границе с Украиной. В течение 1998-2000 гг. при попытке въезда в Россию и другие страны Восточной Европы и Центральной Азии (ВЕЦА), находящиеся под охраной российских пограничников, задержано 8928 человек; еще 6750 человек задержано при попытке выезда по недействительным документам. В 2000 г. подверглись штрафу около 150 тыс. лиц с просроченными визами, более тысячи человек было задержано при попытке выезда из России по поддельным документам. Из числа последних примерно 184 человека были из Бангладеш, 154 из Турции, 151 из Шри-Ланки, 141 из Индии и по 49 из Пакистана и Китая. Начиная с 1999-2000 гг., задержано приблизительно 400 организованных групп торговцев людьми; в 1998 г. подверглись штрафу 16,2 тыс. туристических агентств (6300 в 1999 г. и 7100 в 2000 г.). В 1998-2000 гг. из России было депортировано в общей сложности 70 300 незаконных мигрантов 2);
В-третьих, Россия является страной - местом назначения мигрантов. Помимо официально зарегистрированных потоков примерно 1,5 млн мигрантов - половина из них китайцы и значительное число афганцев - проживали в России нелегально. Эта категория включала китайских и вьетнамских трудовых мигрантов и мелких торговцев с просроченными визами; до 60 тыс. иностранных студентов из развивающихся стран (главным образом из Афганистана, Ирака, Кубы, Демократической Республики Конго, Гвинеи и Эфиопии), которые прибыли еще в советскую эпоху и не возвратились домой по завершении учебы; еще 9 тыс. студентов, главным образом из стран Африки, которые прибыли после 1991 г. и остались дольше положенного срока; 7 тыс. трудовых мигрантов с просроченными разрешениями на трудоустройство; 4-5 тыс. вьетнамских и северокорейских рабочих-контрактников, которые прибыли в советскую эпоху и не уехали после окончания срока контракта, а также лиц, ищущих убежища, транзитных мигрантов и прочие категории мигрантов. По оценкам, из стран ВЕЦА на работу в Россию ежегодно прибывало свыше 3 млн трудовых мигрантов, из которых только 100 тыс. имели законные разрешения на трудоустройство.
Кроме того, для эффективности исследования любого социального процесса необходимо определить не только количественную составляющую, но и качественные характеристики, позволяющие рассматривать объект исследования с системных позиций. И в первую очередь для анализа важно выявить факторную составляющую, детерминирующую развитие изучаемого объекта.
Как отмечает профессор Н.М. Римашевская, непосредственные факторы международной миграции населения, воздействующие на ее интенсивность, сводятся к четырем группам:
Различия в режимах демографического воспроизводства, вызывающие постарение населения в одних странах и формирование относительно молодой структуры в других;
Существенная и все усиливающаяся поляризация жизненного уровня, рост деприваций и эксклюзий в отдельных странах;
Перенаселение преимущественно отсталых регионов мира;
Различия в степени занятости трудоспособного населения и рост уровня безработицы, вызывающей прежде всего трудовую миграцию 2 .
Учет этих факторов позволяет более эффективно прогнозировать развитие миграционных процессов в Российской Федерации. Кроме того, это позволяет выявить наиболее привлекательные для нелегальной миграции регионы, каковыми являются в большей степени приграничные области (Дальневосточный регион, Краснодарский край) и промышленно развитые центры (Москва, Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область).
Оценить объемы нелегальной миграции крайне сложно. Результаты многочисленных исследований, проводимых в последние годы в рамках Миграционной информационной программы под эгидой Международной организации по миграции, основываются в основном на методах изучения косвенных характеристик и экспертных оценок.
Основными источниками информации при проведении исследовании методом экспертных оценок являются собираемые официальной статистикой государства данные о мерах, направленных на пре-сеченне нелегальной миграции.
Источниками всех необходимых сведении являются как раз те государственные структуры, которые и оцениваются по показателям эффективности контроля миграционных процессов. В связи с этим необходимо отметить следующее: структуры, ведущие статистический учет в этих областях, являются достаточно закрытыми, а статистика имеет ведомственный характер, что служит препятствием для исследования миграционных процессов.
Ведомственный порядок регистрации информации в сфере миграционных процессов и ведения статистики не может обеспечить получение адекватного представления как об общей социальной обстановке в России, так и о криминогенной ситуации, связанной с миграцией. Можно говорить о том. что ведомственный учет, ведомственный характер миграционной статистики приводят к различным негативным явлениям (невозможность выделить приоритеты в проведении миграционной политики и уголовной политики, различных формах нарушений прав человека и др.). Эксперты подчеркивают необходимость создания исследовательской базы для формирования концепции миграционной политики, социального и криминологического мониторинга, законодательных актов.
Монополизм ведомственной науки в сфере получения знания о таком социальном объекте, как миграция, в области разработки законопроектов и государственных программ чреват серьезными потерями для общества, поскольку в природе ведомственного подхода заложена определенная сосредоточенность на реализации корпоративных интересов, обслуживании политических интересов отдельных общественных групп, а не на постановке и решении реальных общественных проблем, не на получении фундаментального, объективного знания.
При отсутствии элемента независимой науки сформировать социально значимые цели, определить механизмы и пределы деятельности для отдельных государственных структур, выработать эффективную миграционную политику невозможно.
Для создания научно обоснованной концепции миграционной политики необходимо представить ее как сложную деятельность, состоящую из трех уровней: основания, субъекты и объекты (адресаты деятельности).
При разработке миграционной политики в целом для Российской Федерации, а также в том или ином регионе необходимо провести анализ ситуации и на этой основе связать все указанные уровни. Та кнм ооразом. неооходимо не только знать оощесоцнальную и криминальную ситуацию в стране, регионе, определить возможных эффективных субъектов деятельности, но и выявить адресатов - потенциальных потребителей результатов деятельности. Кроме того, необходимо понимать возможности, направления, стратегию деятельности различных субъектов, а также возможности взаимодействия между ними.
Для прогнозирования развития миграционной ситуации в России в процесс исследования в качестве субъектов следует включать как органы, непосредственно осуществляющие регулирование данной области, так и те структуры, которые на данном этапе находятся в наиболее удобном для исследования положении.
Так. известный американский ученый Д.Т. Кэмпбелл. указывает, что «в случае исследования действия имеется ряд других релевантных групп непрофессиональных наблюдателей, лиц, находящихся в удобной для наблюдения позиции, что не характерно для иных социальных ролей. Сюда входит руководящий персонал программы и те группы граждан, которые находятся в постоянном контакте с лицами, испытывающими на себе действие программы»". В нашем случае, наряду со специалистами МИД. ФСБ (в плане пограничного контроля), МВД. необходимо рассматривать в качестве возможных экспертов представителей этнических диаспор, общественных объединений национального, религиозного характера. В современной обстановке именно такие «непрофессиональные наблюдатели» находятся в наиболее удобной для наблюдения позиции.
Программа исследования состояния нелегальной миграции и тенденций ее дальнейшего развития должна включать в себя два уровня, только при соотнесении которых результаты могут быть валидными.
Так, с точки зрения изучения официальной статистики, в проведение мониторинга необходимо включить представителей МИД. ФСБ и МВД.
В процесс исследования социальной ситуации, кроме специалистов государственных органов правоохранительной системы, должны быть включены эксперты в области социальной защиты, здравоохранения, занятости населения, образования, а также представители общественных объединений инонационального характера.
Таким образом, алгоритм исследования должен включать в себя два подхода. Первый должен заключаться в проведении опроса экспертов правоохранительных органов и МИД, органов власти федерального и муниципального уровней, которым для оценки должны быть представлены статистические данные не менее чем за три года по следующим направлениям:
Сведения об отказах в выдаче въездных виз и о количестве не допущенных в страну иностранцев (главным образом из-за ненадлежащего оформления въездных документов, их отсутствия или попытки въезда по недействительным, поддельным или чужим документам);
Количество лиц, арестованных или задержанных на границе при попытке ее нелегального пересечения (в основном жертвы контрабандной переправки мигрантов);
Сведения о депортациях, т.е. о количестве лиц, принудительно выдворенных из страны;
Количество лиц, задержанных и привлеченных к ответственности за нарушение паспортно-визового режима.
Результатом является суммированное мнение группы экспертов о характере официально зарегистрированной нелегальной миграции и на основе имеющихся данных - об эффективности работы структур, включенных в деятельность по регулированию данной области, о возможной неучтенной составляющей нелегальной миграции в России.
Второе направление включает в себя проведение опросов и анкетирование представителей общественных организаций этнонацио-нального характера, а также представителей местного населения, субъектов Российской Федерации, имеющих наиболее привлекательный для нелегальных мигрантов характер, предпринимателей, работающих в строительной, торговой областях, в сфере обслуживания и развлечения.
Основным результатом данного направления должен стать список проблем, связанных с нелегальной миграцией и имеющих негативный оттенок, повышающих тревожность в обществе, нарушающих эффективную работу социальных институтов.
ТЕСТЫ к главе 3
1. Целью криминологического исследования является:
а) получение различных данных о социальной ситуации в обществе;
б) получение данных о состоянии общества и государства в ракурсе изучения преступности;
в) получение любых данных об обществе.
2. Программа криминологического исследования-это:
а) набор методов, необходимых для достижения цели исследования;
б) методы и инструментарий криминологических исследований:
в) последовательность действий, методика и определенные этапы и стадии криминологического исследования. 3. Объектом криминологических исследований является:
а) преступность;
б) социальные группы населения;
в) социальная ситуация в регионе.
4. Регулирование миграционных процессов является одним из направлений деятельности:
а)государства;
б) международного сообщества;
в) МВД"РФ.
5. Для лучшего статистического учета миграционных потоков в первую очередь необходимо:
входит регламентация миграционных процессов;
б) выработка единой государственной миграционной политики;
в) повышение деятельности милицейских служб.
6. В судебных инстанциях документами первичного статистического учета являются:
а) статистические карточки;
б) журналы учета;
в) статистические формы.
7. В нотариальных конторах документами первичного статистического учета являются:
а) статистические формуляры;
б) реестры (списки);
в) журналы учета.
8. Статистическая отчетность в ОВД - это:
а) статистические формуляры;
б) система статистических карточек, журналов и реестров;
в) статистические формы.
9. Органы записи актов гражданского состояния (загс) осуществляют статистический учет с использованием:
а) регистрационных актов;
б) статистических карточек;
в) регистрационных журналов.
10. Для учета деятельности адвокатуры по содействию охране прав и законных интересов граждан в осуществлении правосудия используются:
а) регистрационные карточки;
б) журналы учета;
в) реестры.
И ТЕХНИКА
Чтобы полученные сведения о каждой единице наблюдения могли быть использованы для характеристики изучаемой совокупности в целом, они должны быть научно обработаны, систематизированы, подсчитаны и обобщены.
Статистической сводкой является научно организованная систематизация и подсчет групповых и общих итоговых статистических данных.
Целью сводки является сведение воедино материалов статистического наблюдения и получение обобщающих статистических показателей, характеризующих сущность социально-экономических явлений или процессов, отражающих определенные статистические закономерности.
Сводку статистических данных проводят по заранее составленной программе, содержание которой определяется задачами исследования. В программе должен содержаться перечень объектов и показателей для изучения исследуемого явления, выбор группиро-вочных признаков. Программа должна предусматривать систему макетов таблиц, в которых в определенном порядке перечисляются объекты, группы и подгруппы и необходимые для их характеристики итоговые и промежуточные показатели.
По технике исполнения сводка может быть выполнена как ручным, так и механизированным способом.
По организации работ различают централизованную и децентрализованную сводки (рис. 4.1.1).
При централизованной сводке материалы наблюдения сосредоточиваются в одном центральном органе (например, в Федеральной службе государственной статистики Российской Федерации (ранее Госкомстат), а в случае ведомственной статистики - ГИЦ МВД России).
|
Рис. 11. Статистическая сводка
|
|
При децентрализованной сводке обобщение собранных сведений производится на местах - в районных, городских, областных, краевых органах статистики по единому плану. Вышестоящему органу статистики передаются уже сводные итоги для дальнейшего их обобщения.
Кроме того, различают сводку в узком понимании, которая представляет собой подсчет (суммирование) данных о числе единиц совокупности и значении их признаков. Такую сводку иначе называют простой сводкой.
Сложная сводка, или сводка в широком понимании, - это способ научной обработки первичных статистических сведений, включающий в себя группировку исследуемых явлений, получение системы показателей для характеристики типичных групп и подгрупп, подсчет групповых и общих итогов, табличное и графическое оформление статистических показателей.С
СУЩНОСТЬ И ВИДЫ ГРУППИРОВОК
Сводка и группировка - это взаимосвязанные процессы статистического исследования массовых наблюдений. Без сводки нельзя произвести группировку, сводка без группировки не позволяет выделить характерные черты отдельных типов явлений, установить закономерности исследуемых явлений и взаимосвязей между ними.
Статистическая группировка (рис. 12) представляет собой процесс разделения сложного массового явления на однородные группы по каким-либо существенным признакам с целью выделения типов явлений, изучения структуры и анализа их состояния, развития и взаимосвязей. Одновременно это и метод объединения единиц совокупности в однородные группы, по которым определяются статистические показатели.
|
Признак, положенный в основание группировки, называется группировочным признаком, или основанием группировки.
Рис. 12. Статистические группировки
Группированный признак - это отличительная черта, свойственная единице статистической совокупности, на основе которой строятся отдельные группы.
Все признаки подразделяются на атрибутивные (качественные) и количественные.
Атрибутивные, или качественные, признаки могут быть выражены только дискретными показателями в виде текстовой записи. Примерами качественных признаков могут быть: пол, национальность, страна, вид деятельности, образование, вид преступной деятельности, отрасль права и т.д. Количество возможных групп определяется числом исследуемых признаков.
При группировке по количественному признаку, в отличие от качественного, каждая группа имеет цифровое выражение и может принимать любые дробные и целочисленные значения, то есть является непрерывно изменяющейся величиной. К таким группировочным признакам можно отнести, например, возраст, стаж работы, производство или потребление продукции, урожайность, посевные площади и т.п. В табл. 4.2.1 представлены качественные группиро-вочные признаки - составы преступлений против жизни и здоровья по федеральным округам Российской Федерации.