Администрации города Тюмени от 23.09.2015 N 773) 35. Заместители директора муниципального бюджетного учреждения «Тюменьгормост» (по согласованию). (п. 35 введен распоряжением Администрации города Тюмени от 23.09.2015 N 773) 36. Директор муниципального казенного учреждения «Дирекция автомобильных дорог и мостов города Тюмени». (п. 36 введен распоряжением Администрации города Тюмени от 23.09.2015 N 773) 37. Заместители директора муниципального казенного учреждения «Дирекция автомобильных дорог и мостов города Тюмени» (по согласованию). (п. 37 введен распоряжением Администрации города Тюмени от 23.09.2015 N 773) 38. Директор муниципального казенного учреждения «Тюменьгортранс»; (п. 38 введен распоряжением Администрации города Тюмени от 23.09.2015 N 773) 39. Заместители директора муниципального казенного учреждения «Тюменьгортранс» (по согласованию). (п.
Организация дежурств на предприятиях
Последние к тому же носят ведомственный характер и имеют узкоотраслевую направленность. Единственный действующий документ, касающийся организации дежурств в целом, безотносительно к отраслевой или ведомственной принадлежности предприятия - постановление Секретариата ВЦСПС от 2 апреля 1954 г.
«
О дежурствах на предприятиях и в учреждениях» - не отвечает современному уровню развития законодательства и регламентирует вопросы организации дежурств весьма отрывочно. Вместе с тем потребность в организации дежурств - объективная реальность и названные отношения, фактически складывающиеся в ходе осуществления трудовой деятельности, остро нуждаются в правовом регулировании.
Положение
Инфо
Администрации города Тюмени от 23.09.2015 N 773) для руководителей муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений — муниципальным правовым актом, издаваемым заместителем Главы Администрации города Тюмени, директором административного департамента. (в ред. распоряжения Администрации города Тюмени от 23.09.2015 N 773) 1.4. Уполномоченный орган не позднее 25 числа текущего месяца направляет График дежурства на очередной месяц в административный департамент Администрации города Тюмени для подготовки соответствующего документа, указанного в абзаце третьем пункта 1.3 приложения к распоряжению.
(п. 1.4 в ред. распоряжения Администрации города Тюмени от 23.09.2015 N 773) 1.5.
Кроме того, каждая организация имеет собственную специфику ведения дежурств, обусловленную своими потребностями и особенностями организации труда. Поэтому обязанность по обучению работников правилам осуществления дежурства лежит на работодателе.
КОМПЕНСАЦИЯ ДЕЖУРСТВА Дежурства, включаемые в норму рабочего времени, дополнительной компенсации не подлежат. В том случае, если дежурства осуществляются сверх установленной продолжительности рабочего времени, в выходной или нерабочий праздничный день, компенсация их должна осуществляться по общим правилам, установленным для этих случаев трудовым законодательством: повышенной оплатой либо, по желанию работника, предоставлением дополнительного времени отдыха (ст.
152, 153 ТК РФ).
Положение об организации дежурства
Следить за санитарным состоянием помещений в течение дня. 3.1.3. Не допускать курения в помещениях лицея, на крыльце, своевременно информировать о нарушениях порядка дежурного мастера.
3.1.4. Совместно с дежурным мастером проводить проверку посещаемости в учебных группах, передавать оперативную информацию о посещаемости в учебную часть. 3.1.5. Следить за порядком и санитарным состоянием в столовой во время обеда.
3.1.6. Записывать фамилии опоздавших на учебные занятия и представлять списки опоздавших в учебную часть. 3.1.7. При необходимости оказывать помощь в уборке территории лицея и других хозяйственных работах. 3.2. Дежурная группа имеет право: а) предъявлять требования к любому обучающемуся, в целом к группе, добиваясь выполнения своих указаний (поведение, уборка и т. д.); б) вносить предложения администрации о наказании и поощрении групп и отдельных учащихся, в том числе дежурных.
Об организации дежурства в выходные и нерабочие праздничные дни
Такой порядок может устанавливаться и в рамках Правил внутреннего трудового распорядка организации.Поскольку современное трудовое законодательство не содержит единого понятия дежурства, то практика его употребления имеет несколько значений.Первое значение предполагает выполнение работником своих обычных трудовых обязанностей в рамках профессии, квалификации, должности в пределах установленной для него рабочей смены. Такого рода дежурства не требуют какой-либо специфической регламентации, являются обычным рабочим временем работника, которое учитывается и оплачивается в общеустановленном порядке.Второй вид дежурства - выполнение в пользу работодателя действий, прямо не связанных с трудовой функцией работника, направленных на разрешение текущих неотложных вопросов организационного характера. Это, так называемое, ответственное дежурство.
Положение о дежурстве на дому
Внимание
В случае поступления информации о возникновении аварийной ситуации дежурный по городу не позднее 15 минут с момента получения соответствующей информации осуществляет информирование заместителя Главы Администрации города Тюмени в соответствии с компетенцией, руководителей соответствующих отраслевых (функциональных), территориальных органов Администрации города Тюмени, аварийных служб ресурсоснабжающих организаций о случившемся. При необходимости дежурный по городу обеспечивает информирование о возникновении аварийной ситуации Главы Администрации города Тюмени, председателя Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности города Тюмени.
2.7.
Положение об организации дежурств на предприятии
Только при таком условии у работодателя появляется право требовать от работника участия в дежурствах, а у работника - обязанность данному требованию подчиниться. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ДЕЖУРНОГО Дежурство само по себе представляет сложный процесс взаимосвязанных и взаимообусловленных действий как самого дежурного, так и иных работников организации, ее структурных подразделений, органов управления.
С учетом того, что ответственное дежурство по предприятию (учреждению, организации) является составляющей трудовой функции работников различных профессий и квалификации, появляется необходимость разработки в рамках организации единых универсальных правил осуществления ответственного дежурства.
Если Вы заметили сообщение, которое, возможно нарушает закон или правила форума, пожалуйста, напишите нам Уважаемые коллеги, в данном чате вы можете в режиме онлайн обсуждать кадровые вопросы. Пожалуйста, будьте взаимовежливы Мы в соцсетях: Подпишитесь бесплатно: Электронная газета по кадровому делопроизводству Новости трудового законодательства Уведомления о скидках и акциях Новости сайта Летний легкий курс основ кадрового делопроизводства для новичков — 2018 КадроVIP (для профессионалов) Руководителю.
Кадровые советы в пользу работодателя И чтец, и жнец, и в кадрах молодец (для тех, на кого кадры «повесили» дополнительно) Новости сайта 27.04.2018 Пройдите новый мини-тест «Дополнительная работа, поручаемая в порядке ст.
Единственный действующий документ, касающийся организации дежурств в целом, безотносительно к отраслевой или ведомственной принадлежности предприятия - постановление Секретариата ВЦСПС от 2 апреля 1954 г. «О дежурствах на предприятиях и в учреждениях» - не отвечает современному уровню развития законодательства и регламентирует вопросы организации дежурств далеко не в полном объеме.С учетом отсутствия полноценной правовой базы на уровне законодательства основным документом, регламентирующим порядок осуществления дежурств, должен стать соответствующий локальный нормативный акт, создаваемый организацией самостоятельно.
АДМИНИСТРАЦИЯ
ЧЕСМЕНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
Чесма
В целях предупреждения ситуаций, которые могут привести к нарушению функционирования систем жизнеобеспечения населения района, а также оперативного решения вопросов жизнедеятельности Чесменского муниципального района,
1. По праздничным и выходным дням назначать ответственных дежурных из числа руководящего состава администрации Чесменского муниципального района. Составление графиков дежурств поручить управлению делами администрации Чесменского муниципального района (Тихонова С.А.)
2. Утвердить список лиц, назначаемых ответственными дежурными по администрации Чесменского муниципального района (приложение №1).
3. Утвердить Инструкцию ответственного дежурного по администрации Чесменского муниципального района в выходные и нерабочие праздничные дни. (приложение №2).
4. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на первого заместителя главы района С.А. Мартемьянова.
И.о.Главы района оригинал подписан С.А. Мартемьянов
Приложение № 1 к распоряжению и.о. главы района
Список лиц,
назначаемых ответственными дежурными по администрации
Чесменского муниципального района
№ п\а |
Ф.И.О. |
Должность |
Серков Александр Валентинович |
Глава Чесменского муниципального района |
|
Мартемьянов Сергей Алексеевич |
Первый заместитель главы района |
|
Сычев Владимир Иосифович |
Заместитель главы района, начальник Районного управления сельского хозяйства |
|
Чухвачева Вера Александровна |
Заместитель главы района, начальник Районного финансового управления |
|
Ляшенко Елена Николаевна |
Заместитель главы района по строительству и ЖКХ, начальник Районного управления инженерного обеспечения и строительства |
|
Тихонова Светлана Анатольевна |
Управляющий делами |
|
Симайкин Юрий Семенович |
Начальник Управления по взаимодействию с правоохранительными органами, правовому обеспечению и муниципальному контролю |
|
Баранова Марина Вячеславовна |
Начальник Районного управления экономики, недвижимости и предпринимательства |
|
Литвиненко Ольга Петровна |
Начальник управления образования |
|
Криворучко Людмила Александровна |
Начальник управления культуры |
|
Макеева Леонида Феликсовна |
Начальник Муниципального управления социальной защиты населения |
Приложение № 2 к распоряжению и.о.главы района
ИНСТРУКЦИЯ
ответственного дежурного по администрации Чесменского муниципального района в выходные и нерабочие праздничные дни
1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящая Инструкция определяет порядок назначения, права и обязанности ответственного дежурного по администрации Чесменского муниципального района в выходные и нерабочие праздничные дни (далее - ответственный дежурный).
1.2. Ответственный дежурный назначается в целях организации в установленном порядке работы по:
1) оперативному и достоверному сбору данных и обмену информацией в области защиты населения района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации);
2) своевременному оповещению и достоверному информированию главы Чесменского муниципального района, иных должностных лиц, населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций на территории Чесменского муниципального района;
3) координации действий по своевременному предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
4) содействию устойчивому функционированию организаций независимо от форм собственности, расположенных на территории Чесменского муниципального района (далее - организации), в чрезвычайных ситуациях.
2.РЕЖИМ РАБОТЫ ОТВЕТСТВЕННОГО ДЕЖУРНОГО
2.1. День дежурства определяется согласно графику дежурств ответственных дежурных (далее - график дежурств). График дежурств составляется управлением делами по согласованию с должностными лицами, включенными в список, и утверждается главой Чесменского муниципального района.
2.2.Основанием для внесения изменений в график дежурств служит отсутствие включенного в график дежурств должностного лица в связи с временной нетрудоспособностью, выездом в служебную командировку, семейными обстоятельствами, а также исполнением им служебных обязанностей, не совместимых с дежурством.
3.2. Ответственный дежурный имеет право:
Вызова дежурного автомобиля для решения служебных вопросов.
Вызывать на рабочие места руководителей подразделений администрации в случае непринятия своевременных мер дежурными службами в аварийных ситуациях.
3.3. Во время несения дежурства:
Постоянно быть готовым к оперативной связи по телефону (домашнему или мобильному) с диспетчером ЕДДС;
В случае чрезвычайных ситуаций или непосредственной угрозы их возникновения немедленно докладывает главе Чесменского муниципального района и совместно с начальником отдела по делам ГО и ЧС администрации Чесменского муниципального района принимает экстренные меры по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
В случае выхода из строя объектов жизнеобеспечения населения района через руководителей этих объектов принимает экстренные меры по устранению неисправностей и о проделанной работе докладывает главе района;
Не реже одного раза ночью проверять диспетчера ЕДДС;
В дневное время (при необходимости и ночью при сложных климатических условиях) проверять нормативную работу и соответствующие регламенты подрядных дорожных организаций, соблюдение графиков мусоровывозящих организаций; кроме того, проверять ритмичность движения междугороднего пассажирского автомобильного сообщения, а также совместно с сотрудниками ГИБДД по Чесменскому району контролировать нормативное содержание автомобильных дорог федерального и областного значения, проходящих в границах территории района;
При крупных аварийных ситуациях и при аварийных ситуациях своего уровня реагирования и выше находиться на месте проведения аварийных работ, контролировать своевременность и качество их проведения.
3.4. По окончании дежурства:
Проинформировать нового ответственного дежурного о полученных распоряжениях и сообщениях, принятых мерах и о том, что предстоит еще сделать.
Оперативный дежурный назначается из числа частных охранников охранного предприятия, имеющих опыт руководства вооруженными группами людей. Оперативный дежурный руководит службой суточного наряда на основе приказа руководителя охранного предприятия.
Оперативный дежурный обязан знать:
общие обязанности лиц службы охраны;
руководство, организационную структуру и мест расположения охраняемого предприятия;
особенности обстановки в регионе и в окружении охраняемого предприятия;
организацию охраны на предприятии и задачи охранных структур на конкретных объектах;
обязанности и права должностных лиц служб охраны;
режим охраны объектов предприятия, его закрытых территорий и территорий ограниченного доступа;
порядок передачи информации с объектов предприятия;
порядок пропуска посетителей, транспортных средств и материальных ценностей;
порядок оснащения личного состава охраны специальными средствами и огнестрельным оружием;
порядок задержания лиц, посягающих на охраняемые, объекты, территории, персонал и материальные средства предприятия;
порядок личной охраны руководства предприятия;
порядок действий личного состава охраны при обороне объектов, пожаре и других чрезвычайных ситуациях;
правовые основания и условия применения специальных средств и оружия для защиты предприятия и персонала от насильственных действий;
Оперативный дежурный должен уметь:
оценивать возникающую на объектах охраны обстановку, правильно и быстро принимать решения;
мобилизовать личный состав охраны, резерв и дополнительные средства и руководить ими в нештатной ситуации;
решительно действовать в чрезвычайных ситуациях, организовать вооруженную защиту предприятия,
спасение людей, имущества и материальных ценностей, а также взаимодействие со службами экстренной помощи и правоохранительными органами;
документировать обстоятельства, факты, события, содержащие следы скрытых и открытых противоправных действий, обнаруженных в процессе службы на охраняемых объектах, закрытых территориях и территориях ограниченного доступа.
Оперативный дежурный руководит службой охраны через старших смены (дежурных) суточного наряда на отдельных объектах.
Передача объектов под охрану очередному дежурному осуществляется в форме письменного рапорта на имя руководите службы охраны предприятия и личного доклада ему в момент сдачи дежурства.
Руководитель подразделения (старший смены) личной охраны
Руководитель подразделения (старший смены) личной охраны назначается из числа наиболее подготовленных частных охранников. Он обязан знать общие обязанности лиц службы охраны. Ему должны быть присущи: хорошая физическая подготовка, представительность, специальные навыки в сфере охраной деятельности предприятия, способность прогнозировать и предвидеть развитие ситуации, самообладание, решительность, хладнокровие, мгновенная реакция к противодействию, умение оказывать психологическое воздействие и первую медицинскую помощь и др. Руководитель подразделения (старший смены) личной охраны подчиняется непосредственно руководителю службы охраны. Он обеспечивает безопасность руководителя предприятия и лиц из его окружения (по указанию охраняемого).
С этой целью он:
организует личную охрану руководителя предприятия лиц из его окружения;
инструктирует сотрудников смены личной охраны, водителей, обслуживающий персонал по вопросам обеспечения личной безопасности руководителя и лиц из его окружения;
руководит действиями сотрудников подразделения, обеспечивает выполнение ими охранных функций на маршрутах и в местах пребывания охраняемого;
находится всегда рядом с руководителем в постоянной готовности противостоять любым насильственным действиям или посягательствам на жизнь и здоровье охраняемого;
осуществляет меры безопасности в отношении вещей и предметов, принадлежащих или адресованных лично руководителю предприятия, членам его семьи и лицам из его окружения,
осуществляет взаимодействие со службой охраны предприятия, с правоохранительными органами и другими частными охранными структурами в период проведения совместных мероприятий;
оказывает необходимую доврачебную помощь охраняемому в экстренных ситуациях;
обеспечивает профессиональный уровень сотрудников, подразделения личной охраны, а также законность их действий при выполнении служебных обязанностей.
При посягательствах на жизнь и здоровье охраняемого и лиц из его окружения руководитель подразделения (старший смены) личной охраны применяет специальные средства в установленном законом порядке. Обеспечивает сохранность следов преступного посягательства, присутствия свидетелей и задержание лиц с признаками противоправного посягательства.
Руководитель подразделения (старший смены) личной охраны обязан знать функциональные обязанности на ступень выше занимаемой должности.
Старший смены суточного наряда (дежурный по объекту)
Старший смены охраны (дежурный по объекту) непосредственно подчиняется оперативному дежурному и руководству охраны предприятия.
Старший смены обязан:
знать свои непосредственные обязанности и общие обязанности службы охраны, охраняемый объект, особенности несения службы на нем, Инструкцию.по организации охраны объекта, Положение о пропускном режиме на объекте, другие нормативные документы по вопросам частной охраны;
принимать по описи служебную документацию, имеющиеся оружие, специальные средства и другое имущество;
назначать сотрудников для несения службы на постах охраны, инструктировать личный состав перед заступленном на дежурство, проводить занятия по специальной и физической подготовке;
осуществлять руководство нарядом по охране объекта, орган и завывать несение службы сотрудниками на конкретных постах, контролировать выполнение ими функциональных обязанностей, проверять соблюдение пропускного режима, мер противопожарной безопасности, готовность личного состава к действиям по боевой и пожарной тревогам;
доводить до личного состава обстановку, складывающуюся на объекте и вокруг него распоряжения, руководства, касающиеся организации охраны объекта;
принимать необходимые меры к поддержанию в рабочем состоянии технических средств охраны;
в случае возникновения на объекте или в непосредственной близости от него чрезвычайной ситуации высылать на место происшествия усиление (группу быстрого реагирования) и действовать в соответствии с имеющимися нормативными документами;
Сотрудник подразделения личной охраны
Сотрудник подразделения личной охраны подчиняется начальнику подразделения (старшему смены) и обеспечивает безопасность руководителя предприятия и лиц из его окружения на порученном участке строго следуя требованиям нормативных документов.
Он обязан:
при заступлении на пост быть опрятно одетым, иметь готовые к действию специальные средства, проверить работоспособность средств связи;
знать лично руководителя предприятия, маршруты его следования, а также лиц, работающих в его окружении;
при сопровождении руководителя предприятия вести наблюдение за окружающей обстановкой;
взаимодействовать с сотрудниками правоохранительных органов, личным составом других охранных предприятий при выполнении своих функциональных обязанностей;
знать условия и порядок применения оружия и специальных средств, регламентированные законом "О частной детективной и охранной деятельности ";
не отвлекаться от выполнения служебных обязанностей, не оставлять пост до окончания смены или снятия с поста;
о всех обстоятельствах, вызывающих опасную ситуацию на маршрутах движения руководителя и лиц из числа его окружения, а также в местах их нахождения немедленно докладывать руководителю подразделения (старшему смены) личной охраны;
при несении службы быть готовым в любой момент защитить руководителя от противоправных и других нежелательных действий;
знать функциональные обязанности на ступень выше занимаемой должности.
Сотрудник охраны
Сотрудник охраны подчиняется заместителю руководителя предприятия по режиму и охране, руководителю службы охраны, оперативному дежурному, старшему смены охраны (дежурному по объекту). Он отвечает за охрану вверенного поста и выполнение служебных обязанностей по вопросам частной охраны в соответствии с требованиями законов Республики Молдова и подзаконных актов.
Он обязан:
знать свои непосредственные обязанности и общие обязанности лиц службы охраны;
при заступлении на пост быть опрятно одетым, иметь (согласно табелю поста) заряженное исправное оружие и готовые к действию специальные средства, принять постовое имущество, проверить работоспособность средств связи и сигнализации;
при несении службы вести непрерывное наблюдение на участке поста, немедленно докладывать старшему смены о всех фактах, заслуживающих внимания с точки зрения охраны, а также нарушениях установленного режима и общественного порядка, действовать по его указанию в соответствии с Инструкцией по организации охраны объекта;
знать условия и порядок применения оружия и специальных средств, регламентированные Законом "О частной детективной и охраной деятельности", обязанности при перевозке и сопровождении специальных (особо ценных) грузов;
точно исполнять Положение о пропускном режиме на охраняемом объекте, тщательно проверять документы у всех лиц при входе (выходе);
не отвлекаться от выполнения служебных обязанностей, не оставлять "пост до окончания смены или снятия поста;
контролировать проведение работ в районе поста, звать характер этих работ, время их начала и окончания;
допускать к вскрытию опечатанных помещений уполномоченных на то лиц только по указанию старшего смены охраны (дежурного по объекту);
требовать служащих объекта и посетителей соблюдения мер противопожарной безопасности в районе поста, уметь пользоваться находящимися на посту средствами пожаротушения;
допускать к проверке службы на посту лиц, которым охранник подчинен по службе, а также лиц, имеющих предписание для проверки службы;
взаимодействовать с сотрудниками правоохранительных органов, личным составом других охранных структур по указанию руководства охраны;
знать функциональные обязанности во ступень выше занимаемой должности.
Главная задача должностных лиц дежурно-диспетчерских служб (аварийно-диспетчерских, дежурных), постов вневедомственной охраны предприятий, организаций и учреждений (далее – объекты) по вопросам ГОЧС:
Приём, учет и анализ от населения и объектов сообщений о любых происшествиях, несущих информацию об угрозе или факте возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и принятие мер по доведению поступивших сообщений (информации) до должностных лиц, в компетенцию которых входит организация локализации и ликвидации угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций или чрезвычайных ситуаций.
I. Общие положения
1.1. Дежурный диспетчер (пост вневедомственной охраны) объекта:
а) руководствуется:
Федеральным и республиканским законами «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера»;
Постановлением «О классификации ЧС и установлении порядка сбора и обмена информацией в области защиты населения и территорий от ЧС»;
Постановлениями и распоряжениями главы администрации города Нефтекамска;
Указаниями руководителя объекта;
Настоящей инструкцией.
б) обеспечивает:
Приём сообщений от населения и объектов о происшествиях, несущих информацию об угрозе или факте возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
Передачу сообщений (информации), распоряжений соответствующим должностным лицам и аварийной службе объекта(ов), в компетенцию которых входит организация локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
Организацию взаимодействия между аварийными службами и руководящим составом, в компетенцию которых входит организация локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
Сбор, регистрацию и анализ полного объёма информации о текущем состоянии систем жизнеобеспечения и характере выполняемых эксплуатационными службами объеета(ов) работ, связанных с изменением режимов систем жизнеобеспечения.
12. Дежурный диспетчер или пост вневедомственной охраны должен знать:
Настоящую инструкцию и функциональные обязанности;
Утвержденный порядок сбора и обмена информацией в области защиты населения и территорий от ЧС;
Инструкцию о сроках и формах представления информации в области зашиты населения и территорий от ЧС;
Критерии информации и табель срочных донесений в области защиты населения и территорий от ЧС;
Карту-схему объекта и города и уметь хорошо ориентироваться по ней;
Систему оповещения рабочих и служащих в рабочее и не рабочее время;
Систему жизнеобеспечения объекта, основные сооружения, жизнедеятельности службы
жизнеобеспечения;
Основные функции и возможности аварийной службы объекта;
Поступившие распоряжения, приказы и другие документы вышестоящих органов управления в части касающейся работы дежурного диспетчера;
Правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты;
Порядок составления ежедневной и еженедельной информации представляемой для доклада в соответствующие службы.
II Обязанности диспетчера (поста вневедомственной охраны) по вопросам ГОЧС
Дежурный диспетчер (пост вневедомственной охраны) объекта обязан:
2.1. Осуществлять приём, оформление и анализ сообщений от населения и организаций о происшествиях, несущих информацию об угрозе или факте возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
22. Осуществлять передачу сообщений (информации), распоряжений соответствующим должностным лицам и аварийной службе(ам), в компетенцию которой(ых) входит организация локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
23. Обеспечивать своевременную передачу поступивших заявок по вопросам жизнеобеспечения объекта соответствующей аварийной службе и контролировать ход их выполнения.
2.4. Контролировать состояние исправности имеющихся средств связи и обработки информации. О возможных неисправностях немедленно докладывать руководителю или его заместителю, принимать меры к их устранению.
2.5. Своевременно информировать потребителей (электроэнергии, тепло-, газо- и водоснабжения) о намечаемых плановых работах, связанных с изменениями в системе жизнеобеспечения объекта, а также о возникших аварийных ситуациях.
2.6. При возникновении ЧС (угрозы ЧС) координировать действия аварийно- технической команды, других привлеченных сил и средств на объекте, поддерживать с ними постоянную связь, действуя в соответствии с Планом предупреждения и ликвидации ЧС.
2.7. При заступлении на дежурство ознакомиться с обстановкой, произошедшими за прошедшие сутки аварийными ситуациями, выполненными и планируемыми за (на) смену аварийными работами, а также работами (вопросами), поставленными на контроль исполнения.
2.8. Составлять к установленному времени ежесуточную информацию о возникновении ЧС (угрозах ЧС), чрезвычайных происшествиях, функционировании системы жизнеобеспечения и обращениях граждан, зарегистрированных дежурной службой.
III. Действия дежурного диспетчера (поста вневедомственной охраны) по вопросам ГОЧС
3.1. При получении сообщения об угрозе возникновения чрезвычайной ситуации дежурный диспетчер или пост вневедомственной охраны обязан:
Уточнить первоначально поступившие сведения (примерный район угрозы возникновения ЧС, время, ожидаемые последствия, количество населения в предполагаемом районе ЧС и т.д.);
Не позднее 5 минут после получения сообщения доложить полученную информацию об угрозе ЧС оперативному дежурному (ОД) УГОЧС г. ________ по _______ и в ЕДДС по телефону 01;
Не позднее 20 минут с момента получения информации об угрозе ЧС (о ЧС) передать донесение по форме 1/ЧС (2/ЧС) ОД УГОЧС города (в последующем обстановку уточнять и докладывать ПОД УГОЧС города каждые 4 часа, при резком ухудшении обстановки докладывать немедленно);
По указанию руководителя объекта экономики оповестить по всем имеющимся средствам оповещения и связи рабочих и служащих, а также вблизи проживающее население о предполагаемой ЧС и ее последствиях;
Дать предварительные указания аварийной службе по подготовке к действиям в чрезвычайных ситуациях;
Уточнить состав сил и средств, привлекаемых к ликвидации предполагаемой ЧС, маршруты движения и способы связи с ними;
Организовать обмен информацией с ПОД УГОЧС, дежурными УВД отделения ФСБ, ВК, ЕДДС и с администраций города
3.2. При возникновении чрезвычайной ситуации дежурный диспетчер обязан:
Записать в рабочую тетрадь время возникновения ЧС (получения сигнала о ЧС);
Не позднее 5 минут сообщить руководству объекта экономики, дежурному ЕДДС и (ПОД) УГОЧС города о возникновении ЧС;
Оповестить о произошедшей чрезвычайной ситуации:
Пожарную службу – по телефону 01;
Дежурного по УВД – по телефону 02;
Скорую помощь – по телефону 03;
Дежурного управления по делам ГОЧС – по телефону 4-22-02.
Уточнить первоначальные сведения о ЧС (дата, время, место, вид ЧС, наименование объекта(ов) – источников ЧС (попадающих в зону ЧС) и его (их) ведомственная принадлежность, количество пострадавших, в т.ч. погибших, характеристика, масштаб и причина ЧС, предварительный ущерб);
Организовать первичные работы по ликвидации чрезвычайной ситуации:
Отключить основное освещение;
Организовать тушение пожара;
Организовать ликвидацию порыва на _______________;
При необходимости оповестить и вызвать аварийно-технические команды:
- службы газоснабжения – по телефону 04, ________;
- службы энергетики – по телефону ________;
- водоканал – по телефону ________;
- и т.п.
Оценить сложившуюся обстановку в районе ЧС, и доложить дежурному ЕДДС и ПОД УГОЧС предложения о привлечении сил и средств для ликвидации ЧС;
По указанию руководителя объекта и ОД УГОЧС города направить в район ЧС необходимое количество сил и средств, указав район ЧС, маршрут движения, основную задачу;
С использованием всех средств оповещения и связи довести до населения, находящегося в районе ЧС, порядок его действий и организовать принятие мер по его защите;
Организовать постоянный обмен информацией о сложившейся обстановке с ОД УГОЧС, дежурными ЕДДС, УВД отделения ФСБ, ВК г. __________;
При получении информации о ЧС с высоким и экстремально высоким загрязнением, промышленных авариях с экологическим загрязнением воздуха, почвы или воды довести информацию до __________;
Определить по критериям оценки принадлежность ЧС, составить донесения по форме 2/ЧС и передать ПОД УГОЧС города не позднее 20 минут с момента возникновения ЧС (последующие донесения по формам 3/ЧС и 4/ЧС представляются в сроки, указанные в табеле срочных донесений);
Осуществлять сбор информации с места ЧС о развитии обстановки, задействованных силах и средствах и их потребности, а также о ходе выполнения работ;
Своевременно докладывать руководителю объекта, ОД УГОЧС, дежурному ЕДДС о выполненных мероприятиях;
Довести вновь заступившему дежурному диспетчеру обстановку по ЧС, объем выполненных работ, количество и состав привлеченных сил и средств, их последующие потребности;
О ЧС, связанных с авариями на химически опасных объектах, докладывать ОД УГОЧС г. ___________ независимо от масштабов аварии.
3.3. При получении сообщения об аварии (угрозе аварии) на химически опасном объекте с выбросом АХОВ, дежурный диспетчер обязан:
Убедиться в достоверности полученного сообщения, при этом уточнить:
а) время аварии, вид и количество АХОВ попавшего в окружающую среду;
б) вид аварии, состояние аммиачно-холодильной установки (емкости, сосуда) - источника выброса АХОВ;
в) текущее состояние дел (выброс продолжается или прекратился);
г) привлеченные для локализации аварии силы и средства;
д) количество пораженных (погибших);
е) проведенные мероприятия по оповещению персонала объекта и населения, попадающего в зону заражения (при возможном выходе облака АХОВ за пределы объекта);
Доложить о чрезвычайной ситуации ОД УГОЧС и дежурному ЕДДС г. ___________, проинформировать дежурного по администрации города о полученном сообщении;
Произвести запись в журнале учета прохождения сигналов;
Доложить о выполненных мероприятиях руководителю объекта, дежурному ЕДДС и ОД УГОЧС г. ___________, по его указанию проинформировать дежурного администрации города о доведении информации до адресатов и своих действиях.
3.4. При получении сигналов ГОЧС от УВД города с использованием компьютерной системы оповещения.
3.4.1. Первый сигнал: «Внимание! Говорит оперативный дежурный УГОЧС. Сигнал: «Сбор с целью проверки!
»
По этому сигналу:
Дать подтверждение получения сигнала ОД УГОЧС по телефону: _________;
б) Руководитель объекта обязан прибыть к главе администрации города к «Ч»+1.00 (здание администрации ком. ___).
3.4.2. Второй сигнал: «Внимание! Говорит оперативный дежурный УГОЧС. Сигнал: «Объявлен сбор!
»
По этому сигналу:
а) Дежурный диспетчер или пост вневедомственной охраны обязан:
Довести сигнал до руководителя объекта;
б) Руководитель объекта обязан прибыть на свое рабочее место и уточнить задачу у главы администрации города, председателя КЧС и ОПБ или начальника УГОЧС.
3.4.3. Третий сигнал: «Внимание! Говорит оперативный дежурный УГОЧС. Сигнал: «Сбор по чрезвычайной ситуации (ЧС)!
»
По этому сигналу:
а) Дежурный диспетчер или пост вневедомственной охраны обязан:
Довести сигнал до руководителя объекта;
Организовать оповещение должностных лиц объекта;
Дать подтверждение о получении сигнала ОД УГОЧС.
б) Руководитель объекта обязан прибыть на свое рабочее место и уточнить задачу у главы администрации города, председателя КЧС и ОПБ или начальника УГОЧС;
в) Члены КЧС и ОПБ города обязаны прибыть к председателю КЧС и ОПБ города к «Ч»+1.00 (здание администрации ком.___).
3.4.4. Четвертый сигнал: «Внимание! Говорит оперативный дежурный УГОЧС. Сигнал: «Внимание всем!
»
По этому сигналу:
а) Дежурный диспетчер или пост вневедомственной охраны обязан довести сигнал до руководителя объекта и действовать по его указаниям.
Все получившие сигнал обязаны включить телевизор, радио и прослушать объявление диктора.
IV. Права
Дежурный диспетчер или пост вневедомственной охраны объекта имеет право:
4.1. Требовать от аварийной службы исчерпывающей информации о проводимых ею работах, связанных с изменением системы жизнеобеспечения города.
4.2. Самостоятельно принимать решения по ликвидации ЧС (и том случае, если этого требует ситуация).
4.3. Выдвигать предложения (добиваться их реализации) по улучшению реагирования по возможным ЧС, взаимодействия со службами системы жизнеобеспечения города.
V. Ответственность
Дежурный несет ответственность за:
5.1. Несоблюдение настоящей должностной инструкции.
5.2. Несвоевременное принятие мер в ЧС, направленных на спасение жизни и здоровья людей.
VI. Перечень документации для дежурно-диспетчерских служб предприятий, организаций и учреждений, постов вневедомственной охраны объектов г. _____________ по вопросам ГОЧС
6.1. Документация, расположенная на стенде или под стеклом в помещении дежурного (диспетчера):
а) Инструкция дежурному (диспетчеру) на случай возникновения ЧС.
б) Инструкция дежурному (диспетчеру) на случай пожара на объекте.
в) Схема оповещения должностных лиц в рабочее и не рабочее время.
г) Справочник телефонов оперативных служб города.
д) приказ (выписка из приказа) или график ответственных на праздничные дни.
6.2. Документация дежурного (отдельная папка или журнал):
а) Журнал учета аварий и ЧС;
б) Рабочая тетрадь.
в) Формализованные бланки донесений (по формам 1 ЧС-5ЧС).
г) Выписка из табеля срочных донесений.
д) Критерии ЧС (выписка).
е) Порядок сбора и передачи донесений.
6.3. Документация, находящаяся у начальника дежурно-диспетчерской службы (АДС, караула, охраны).
а) Книга инструктажа дежурных (диспетчеров) о порядке действий в случае возникновения ЧС и по соблюдению мер безопасности.
б) Журнал учета занятий с должностными лицами дежурно-диспетчерской службы (АДС, караула, охраны).
в) Ведомость сдачи зачетов по знанию порядка действий при возникновении чрезвычайной
ситуации.
VII. Правила ведения телефонного разговора при получении сообщения об угрозе взрыва
1. При получении сообщения по телефону об угрозе взрыва, о наличии взрывного устройства будьте выдержанными и вежливыми, не прерывайте говорящего. При наличии магнитофона, подключенного к телефону, запишите разговор.
2. Постарайтесь сразу дать знать об угрозе своему коллеге, одновременно с разговором он должен по другому аппарату сообщить на телефонный узел по одному из номеров: ________, _________, _________ о поступившем телефонном звонке для определения номера телефона, по которому звонит предполагаемый террорист. Если этого сделать невозможно, то по окончании телефонного разговора не кладите телефонную трубку на аппарат, положите ее рядом, позвоните с другого телефонного аппарата на телефонный узел и установите номер телефона звонившего.
Новая страница 2
В ходе осуществления своей хозяйственной деятельности многие работодатели сталкиваются с необходимостью организации на предприятии или в учреждении дежурства работников. Дежурство, как правило, осуществляется в целях обеспечения стабильной бесперебойной работы организации, оперативного разрешения текущих вопросов в выходные и нерабочие праздничные дни, ночное время, до начала или после окончания рабочего времени основной части персонала предприятия и т.п.
К сожалению, действующее трудовое законодательство не дает необходимого представления ни о понятии, ни о порядке организации и осуществления дежурств. ТК РФ - основной документ, регламентирующий трудовые отношения, вообще не упоминает о возможности привлечения работников к дежурствам; отсутствует полное единообразное и четкое правовое регулирование дежурств и на уровне иных нормативных правовых актов. Последние к тому же носят ведомственный характер и имеют узкоотраслевую направленность. Единственный действующий документ, касающийся организации дежурств в целом, безотносительно к отраслевой или ведомственной принадлежности предприятия - постановление Секретариата ВЦСПС от 2 апреля 1954 г. «О дежурствах на предприятиях и в учреждениях» - не отвечает современному уровню развития законодательства и регламентирует вопросы организации дежурств весьма отрывочно.
Вместе с тем потребность в организации дежурств - объективная реальность и названные отношения, фактически складывающиеся в ходе осуществления трудовой деятельности, остро нуждаются в правовом регулировании. С учетом отсутствия полноценной правовой базы на уровне законодательства основным документом, регламентирующим порядок осуществления дежурств, должен стать соответствующий локальный нормативный акт, создаваемый организацией самостоятельно. Представляется, что с этой целью целесообразно принять специальный документ, посвященный вопросам осуществления дежурств, например, положение об организации дежурств на предприятии (в учреждении). Порядок осуществления дежурств может включаться в качестве составной части и в положение об организации рабочего времени и времени отдыха либо в соответствующий раздел коллективного договора. Дополнением к названному документу должны стать составляемые периодически (на месяц, квартал, год) графики привлечения к дежурствам конкретных работников.
Очевидно, что условия локальных нормативных актов должны соотноситься с задачами, которые ставит перед собой работодатель, вводящий дежурства, и не ухудшать положение работников по сравнению с действующим трудовым законодательством. В тех случаях, когда отдельные вопросы организации дежурства регламентированы на уровне законов или подзаконных нормативных актов, их положения также должны учитываться при формировании соответствующего локального нормативного акта. Так, на сегодня некоторые правила осуществления дежурств установлены законодательством в отношении сотрудников правоохранительных органов, аварийно-спасательных служб, предприятий связи, педагогических, медицинских работников, работников железнодорожного транспорта, предприятий энергетического, нефтяного, газового комплексов и горнодобывающей промышленности .
ПОНЯТИЕ И ЦЕЛИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДЕЖУРСТВА
Как уже было отмечено выше, современное трудовое законодательство не содержит единого понятия дежурства. Термин «дежурство» употребляется в нормативных правовых актах в нескольких значениях.
Первое значение предполагает выполнение работником своих обычных трудовых обязанностей в рамках профессии, квалификации, должности в пределах установленной для него рабочей смены. Термин «дежурство» используется здесь в силу сложившихся традиций правового регулирования. Так, например, традиционно в законодательстве дежурствами именуется деятельность медицинского персонала, охранников, лиц, несущих вахту на речном и морском транспорте, членов аварийных бригад предприятий коммунальной сферы и др. Представляется, что использование в данных случаях термина «дежурство» обусловлено спецификой трудовой функции, заключающейся в готовности в необходимый момент совершить определенные действия (пресечь правонарушение, устранить аварию и т.п.). Такого рода дежурства не требуют какой-либо специфической регламентации, являются обычным рабочим временем работника, которое учитывается и оплачивается в общеустановленном порядке.
Второе значение рассматриваемого термина также связано с готовностью работника, но уже не к совершению определенных действий, а к выполнению в случае необходимости своих непосредственных трудовых обязанностей в целом по требованию работодателя. При этом работник пребывает вне места нахождения работодателя и является к месту выполнения работы по вызову. Такое дежурство, как правило, именуется «дежурством на дому» и нуждается в установлении специальных правил его осуществления. Цель данного вида дежурств - оперативное выполнение организацией стоящих перед нею задач, обеспечение ее бесперебойной работы, устранение последствий аварий и т.п.
Третий вид дежурства - выполнение в пользу работодателя действий, прямо не связанных с трудовой функцией работника, направленных на разрешение текущих неотложных вопросов организационного характера. Именно в этом значении исследуемое понятие изначально использовалось законодателем и именовалось ответственным дежурством. На ответственных дежурных возлагаются задачи оперативного управления организацией в периоды, когда ее главные административные органы не функционируют, - в ночное время, нерабочие праздничные или выходные дни.
Ответственные дежурные могут также обеспечивать организационную подготовку к началу рабочей смены основной части персонала предприятия (учреждения) - проверять готовность оборудования, наличие материалов, обеспечивать доступ в производственные или иные помещения и т.п. Этот вид ответственного дежурства отличается от предыдущего и может быть выделен в качестве его самостоятельной разновидности.
Таким образом, вид и порядок осуществления дежурств определяются в первую очередь его целями. В случае когда организацией используются дежурства различных видов - дежурство на дому, ответственное дежурство по предприятию (учреждению, организации), ответственное дежурство перед началом или после окончания рабочей смены, для каждого из них должны быть установлены отдельные правила.
ПОРЯДОК ПРИВЛЕЧЕНИЯ К ДЕЖУРСТВАМ
Порядок привлечения к дежурствам должен включать в себя:
- круг субъектов, осуществляющих дежурство;
- периодичность дежурств;
- продолжительность;
· порядок формирования графиков дежурства и доведения их до сведения работников.
Круг лиц, на которых возлагается обязанность по осуществлению дежурств, зависит от вида дежурства, а также от наличия у некоторых категорий работников особого правового статуса. При решении вопроса о субъектах, подлежащих привлечению к дежурствам, целесообразно использование двух критериев: профессионального и социального. Так, например, ответственное дежурство по предприятию в целом может поручаться лишь лицам, обладающим определенными знаниями и опытом в сфере управления, а также имеющим комплексное представление о деятельности организации, т.е. менеджерам высшего и среднего звена. Дежурство перед началом или после окончания рабочей смены предполагает наличие у работника определенных профессиональных навыков, позволяющих ему осуществить надлежащую подготовку к выполнению работ.
Представляется, что при установлении круга лиц, привлекаемых к дежурствам, должны учитываться и дополнительные гарантии, предусмотренные законодательством для отдельных категорий работников. Так, полностью от ответственных дежурств должны быть освобождены беременные женщины, а также работники, не достигшие восемнадцатилетнего возраста. Не может возлагаться обязанность по прохождению дежурств такого рода и на работников, в отношении которых установлены специальные правила привлечения к сверхурочным работам, работам в выходные и нерабочие праздничные дни, ночное время: инвалидов, женщин, имеющих ребенка в возрасте до трех лет, родителей ребенка-инвалида, лиц, осуществляющих уход за заболевшим членом семьи. Несмотря на то что законодательство не предоставляет специальных гарантий в части регламентации рабочего времени и времени отдыха одиноким матерям, воспитывающим ребенка в возрасте до четырнадцати лет, данную категорию работников, на наш взгляд, также целесообразно освобождать от участия в дежурствах.
По общему правилу, дежурства могут устанавливаться для одного работника не чаще одного раза в месяц. Однако некоторые специальные нормативные акты предусматривают иную периодичность привлечения к дежурствам. Например, при стоянках в портах командный состав судов морского флота может привлекать к дежурствам с периодичностью один раз в три дня. Даты осуществления дежурства конкретными работниками должны фиксироваться в соответствующих графиках и своевременно доводиться до их сведения под роспись.
Продолжительность дежурства зависит от потребностей работодателя. Так, например, в отношении работников учреждений образования установлено, что длительность их дежурства не может быть более 20 минут до начала и 20 минут после окончания занятий. Если речь идет о дежурствах на дому или ответственных дежурствах по предприятию (учреждению), то она, как правило, равна продолжительности рабочей смены, хотя иногда может быть увеличена и до одних суток. Дежурства продолжительностью более 24 часов не допускаются.
Несмотря на то что дежурства преимущественно не связаны с выполнением работником своих непосредственных трудовых обязанностей, они осуществляются в пользу работодателя, входят в состав общей трудовой функции работника, предполагают временные затраты либо ограничения в использовании работником времени отдыха. С учетом этого время дежурства должно включаться в норму рабочего времени при его планировании на месяц. При ином подходе дежурства рассматриваются как сверхурочная работа.
В соответствии со ст. 103 ТК РФ работа в течение двух смен подряд запрещена. Поскольку дежурство представляет собой разновидность рабочего времени, не допускается привлечение к дежурству таким образом, чтобы ему непосредственно предшествовала или за ним непосредственно следовала другая рабочая смена. Между дежурством и рабочей сменой работнику должно предоставляться время отдыха, по общему правилу равное не менее чем двойной продолжительности рабочей смены.
При осуществлении дежурства в месте выполнения работ его продолжительность учитывается в составе рабочего времени в полном объеме. К сожалению, в законодательстве отсутствуют единые правила учета рабочего времени при дежурствах на дому. Однако из арсенала трудового права может быть использован следующий порядок расчета: время ожидания работника на дому учитывается как 0,25 часа нормального рабочего времени; в случае вызова на рабочее место время выполнения работы исчисляется по его фактической продолжительности .
Лишь незначительное число профессий предполагает осуществление дежурств в качестве составляющей главной трудовой функции работника в силу законодательных установлений. Тарифно-квалификационные характеристики большинства профессий и должностей не предусматривают обязанности работника участвовать в осуществлении дежурства. Это вызывает настоятельную потребность во включении данной обязанности в состав трудовой функции работников на уровне должностных инструкций либо трудового договора. Только при таком условии у работодателя появляется право требовать от работника участия в дежурствах, а у работника - обязанность данному требованию подчиниться.
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ДЕЖУРНОГО
Дежурство само по себе представляет сложный процесс взаимосвязанных и взаимообусловленных действий как самого дежурного, так и иных работников организации, ее структурных подразделений, органов управления. С учетом того, что ответственное дежурство по предприятию (учреждению, организации) является составляющей трудовой функции работников различных профессий и квалификации, появляется необходимость разработки в рамках организации единых универсальных правил осуществления ответственного дежурства. Положение об организации дежурств должно предусматривать алгоритм поведения ответственного дежурного, его права и обязанности, правила взаимодействия с другими структурными подразделениями, а в случае необходимости и с другими организациями. Например, в нем может определяться порядок ведения журнала дежурства, последовательность оповещения о возникновении каких-либо обстоятельств различных заинтересованных субъектов, конкретные меры, которые должны приниматься дежурным в тех или иных ситуациях, и т.п.
Поскольку дежурства на дому также предполагают отклонения от обычного порядка осуществления трудового процесса, для них аналогичным образом целесообразно разрабатывать специальные правила.
Участие в дежурствах является дополнительной трудовой обязанностью работника и, как правило, не охватывается рамками его основной квалификации. Кроме того, каждая организация имеет собственную специфику ведения дежурств, обусловленную своими потребностями и особенностями организации труда. Поэтому обязанность по обучению работников правилам осуществления дежурства лежит на работодателе.
КОМПЕНСАЦИЯ ДЕЖУРСТВА
Дежурства, включаемые в норму рабочего времени, дополнительной компенсации не подлежат.
В том случае, если дежурства осуществляются сверх установленной продолжительности рабочего времени, в выходной или нерабочий праздничный день, компенсация их должна осуществляться по общим правилам, установленным для этих случаев трудовым законодательством: повышенной оплатой либо, по желанию работника, предоставлением дополнительного времени отдыха (ст. 152, 153 ТК РФ).
Принимая во внимание, что дежурства выступают специфической разновидностью рабочего времени, в положении об организации дежурств порядок компенсации дежурства, включая правила его оплаты, должен оговариваться специальным образом.
При формировании соответствующего локального нормативного акта могут предусматриваться и иные положения об осуществлении дежурств, обусловленные его потребностями, а также спецификой деятельности организации. По аналогии с нормами, устанавливающими правила введения в организации режимов рабочего времени, положения об осуществлении дежурств должны приниматься с участием представительного органа работников.
Поскольку привлечение работников к дежурствам затрагивает наиболее существенные из их трудовых прав, введение, упразднение дежурств, изменение условий их осуществления должны производиться по правилам ст. 73 ТК РФ как изменения существенных условий трудового договора.
Приложение
«О дежурствах на предприятиях и в учреждениях»
(Бюллетень ВЦСПС, 1954, № 8)
Секретариат ВЦСПС отмечает, что на предприятиях и в учреждениях практикуется неправильное привлечение рабочих и служащих к дежурствам после окончания рабочего дня и в ночное время. Нередки случаи, когда на дежурных возлагаются обязанности сторожей, проверка пропусков, прием почты. К дежурствам также привлекаются матери, имеющие детей в возрасте до 12 лет, беременные женщины.
Работники, привлекаемые к дежурствам, лишаются нормального отдыха, снижается их трудоспособность.
В целях ликвидации излишних дежурств на предприятиях и в учреждениях Секретариат ВЦСПС постановляет:
1. Дежурства рабочих и служащих на предприятиях и в учреждениях после окончания рабочего дня, выходные и праздничные дни могут вводиться в исключительных случаях и только по согласованию с фабричным, заводским, местным комитетом. Не допускается привлечение работников к дежурствам чаще одного раза в месяц.
2. В случае привлечения к дежурствам после окончания рабочего дня явка на работу для работников с нормированным и ненормированным рабочем днем переносится в день дежурства на более позднее время. Продолжительность дежурства или работы вместе с дежурством не может превышать нормальной продолжительности рабочего дня.
Дежурства в выходные и праздничные дни компенсируются предоставлением в течение ближайших 10 дней отгула той же продолжительности, что и дежурство.